Организация психологического сопровождения на этапе внедрения ФГОС начального образован



Выступление на методическом совете

Березайского методического округа

Я хотела бы представить вашему вниманию выступление на тему: «Организация психологического сопровождения на этапе внедрения ФГОС начального образования»

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования

Изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование психолого-педагогическое.

В рамках внедрения ФГОС, целью психологического сопровождения является создание оптимальных социально-психологических условий для развития личности учащегося и их успешного обучения.Главной социально-психологической особенностью  ФГОС является  учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, чем  обеспечивается сохранение дееспособного и продуктивного  поколения будущего.

Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.

Для реализации нового стандарта необходим современный учитель, который, прежде всего, должен быть психологически адаптирован к интерактивным технологиям «новой школы».

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

• систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

• формировать у учащихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

• создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные проблемы, решаемые педагогами на ступени начального обучения следующие:

школьная готовность и преемственность между дошкольным и школьным обучением;

— адаптация к школьному обучению, в том числе развитие и коррекция познавательных процессов, коммуникативных навыков, произвольного поведения;

— подготовка к переходу на следующую ступень обучения.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Диагностика сформированности универсальных учебных действий проводится по этапам

I этап – поступление ребенка в школу. Он начинается в октябре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

II этап – первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

Эффективность достижения конечной цели ФГОС реальна тогда, когда психологическое образование и воспитание становится стержнем, пронизывающим последовательно и целенаправленно 7 элементов матричной структуры, где ядро – ребенок, включенный далее в последующие по расширению значимости пространства:

Ребенок – семья – учитель — детский социум — среда образовательного учреждения — микросоциум района — информационное поле.

Подготовила

Александрова Ирина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11»

г.Бологое Тверской области




map