Организация работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершенноле



Организация работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетних

МОУ СОШ № 13 в 2011 – 2012 уч.г.

Цель работы: профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

    Задачи:

—  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

— оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

— сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

— оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

Методы и формы:

ведение документации;

беседа;

наблюдение;

тестирование;

анкетирование;

анализ;

консультирование;

индивидуальная работа;

групповая работа;

диагностика.

В классном коллективе классные руководители создают условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

      гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

      демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

      разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

      возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по МОУ СОШ № 13 на 2011-2012 уч.г. по следующим направлениям:

а) профилактическая работа; б) организация досуговой деятельности; в) работа с родителями; г) правовой всеобуч; д) организация каникул;е) работа с трудными детьми;

В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется  календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в осеннем кроссе.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал. В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:

Мероприятия в рамках декады «SOS»;

Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;

Акция «Я выбираю спорт как альтернативу».

Проведены классные часы по следующим темам:

1 — 4-й классы “Что такое хорошо и что такое плохо”“Курить – здоровью вредить”;5, 6-й класс

“Мифы об алкоголе”

“Школьнику о вреде никотина”

7-й, 8-й, 9-й класс

“Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

10-й класс

“Жизнь без наркотиков”

11-й класс “Мы против наркотиков”

5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:

участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» (сентябрь);

неделя правовых знаний. Встречи с работниками ОДН Оленегорского ОВД (ноябрь);

участие в областной межведомственной декаде «SOS» «Оставайся на линии жизни». Анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам» (декабрь);

месячник по военно-патриотическому воспитанию (февраль);

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. В течение 2011–2012 (сентябрь – март) учебного года классные руководители провели классные часы:

1 — 4-й классы “Права и обязанности школьника”; “Что такое хорошо и что такое плохо”“Правила поведения в общественных местах”

5, 6-й класс “Мы и улица, наши интересы”\

“Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

7-й, 8-й, 9-й класс “Права и обязанности школьника”;Почему подросток совершает преступление”“Поговорим об ответственности”

10-й класс

“Преступления и его последствия”“Как научится быть ответственным за свои поступки”

11-й класс “Административная и уголовная ответственность”; 

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Важными направлениями в этой работе являются:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье»; совместные мероприятия с детьми и родителями (ведение летописи класса, достижений класса, портфолио ученика, участие в совместных воспитательных мероприятиях, помощь в организации экскурсий. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении вечерних рейдов представителей родительского комитета и учителей по гарнизону.

Совместно с представителями Комитета образования и отдела попечительства, администрацией школы, родителями школы проведено расширенное заседание круглого стола по теме «Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся» ( февраль).

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.  Классные руководители Лось М.В., Вымятниной П.Н. в работе с обучающимися Котомцевым А. Дроздовым Д. тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

10. Методическая работа.

Педагогический совет по проблеме «Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся»

На заседаниях МО классных руководителей рассматривались следующие вопросы:

«Компетенции педагога на этапе информатизации образования» (один из вопросов «Перспективы воспитательной работы школы. Анализ и корректировка плана работы по профилактики правонарушений, выстраивание е единой системы координационной работы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся», (сентябрь).

«Портфолио ученика как оценка его деятельности. Требования к структуре ведения портфолио» (анализ диагностики уровня воспитанности обучающихся, формы и методы работы со школьным портфолио, обобщение опыта по теме самообразования «Семья в системе социального воспитания», профилактика вредных привычек среди молодёжи и подростков), ноябрь

«Работа классного руководителя по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся» (январь)

Все эти мероприятия направлены на повышение методического уровня классного воспитателя в работе по профилактики правонарушений.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся (2 раза в год по полугодиям). На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).

Выводы:

Работа классных руководителей 1–11-й классов по профилактике правонарушений и безнадзорности ведется в системе и находится на удовлетворительном уровне.

Классным руководителям совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение)

Руководитель МО: Скурстенис О.В.






map