Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья



Родительское собрание № 1

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и социальные педагоги, родители должны иметь правильное понимание сущности проблемы, особенностей развития ребенка с ОВЗ для успешной организации общения с ним, его воспитания. Отчетливое представление родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.

Помощь детям с выраженным нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Выделяют следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии.

Родители стесняются неполноценности своего ребенка, излишне оберегают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неуверен в себе.

Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.

3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Ребенок с проблемами в развитии занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность. У ребенка часто появляется подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.

4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков, постоянно подстегивают ребенка, предъявляя к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.

5. Родители воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.

Цель нашей с вами работы – знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями развития ребенка с ОВЗ (УУО), причинами возникновения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

Результатом нашей с вами реабилитационной работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, каков он есть.

Родители детей с ОВЗ должны иметь качества, которые способны их любовь сделать силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние:

Веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своего ребенка тревогой;

Веру в силы и возможности ребенка;

Спокойствие, терпеливость, справедливость и последовательность в общении с ребенком;

Осознание, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

Способность развивать самостоятельность своего ребенка, с этой целью сократить (по возможности) свою помощь до минимума;

Строить свои отношения к ребенку на успешности.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:

возможно более раннее начало коррекционной работы,

благоприятная семейная обстановка,

тесная связь специальных учреждений с семьей,

применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья и целям его воспитания.

Воспитание ребенка в семье носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о болезни ребенка.

Гармонизация отношений к ребенку со стороны родителей, учет его индивидуальных и возрастных особенностей в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка обеспечивает условия для оптимального процесса его социализации и интеграции в общество.

Инвалиды с умеренной умственной отсталостью в нашей стране уже несколько лет являются объектом пристального внимания со стороны государства, системы образования, медицины, общественных фондов и организаций. Внимание в основном уделяется вопросам совершенствования дошкольных и школьных учреждений, призванных дать воспитание и образование детям с ОВЗ в рамках утвержденных и авторских программ. Наиболее изученной в науке оказалась категория детей с лёгкой степенью снижения интеллекта, обучающихся в специальных коррекционных школах для детей с нарушенным интеллектом. В настоящее время для этих школ разработаны учебные планы и программы, создаются учебники. Детей же с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжёлого недоразвития познавательной деятельности, а также достаточно отчётливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с глубокими нарушениями интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л.В. Баряева, СМ. Виноградов, М.Л. Рабинович). Сегодня для таких детей открывают специальные классы при вспомогательных школах, но большая их часть воспитывается в детских домах-интернатах. В классы для детей с глубокой умственной отсталостью зачисляются дети, имеющие умеренную степень умственной отсталости, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

Определение программы обучения детей с УУО возлагается на ПМПК. Комплексное психолого-педагогическое обследование категории таких детей позволяет выявить наиболее устойчиво проявляющиеся особенности физического и психического развития ребенка, выработать конкретный план психолого-педагогической и медико-социальной коррекционной помощи, а также способы сотрудничества всех специалистов, взаимодействующих с ребенком: врачей, специальных психологов, учителей-дефектологов, логопедов, социальных работников, инструкторов ЛФК, музыкальных работников и др. Это необходимо для правильной организации коррекционно-развивающей среды, где каждый элемент (подъем, гигиенические процедуры, занятия детей и т. д.) строится на принципах развивающего воспитания, итогом которого должна стать самостоятельная практическая деятельность во взрослой жизни. Необходимо психолого-педагогическими и медико-социальными средствами уменьшить тяжесть социальной зависимости ребенка с ограниченными возможностями здоровья во всех случаях, где это возможно и по силам самому несовершеннолетнему.

Рождение особого ребенка делает и семью «особой». Семья ребенка с нарушением интеллекта имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и на психологические проблемы родителей.

От успешности решения проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений и наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка.

Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку является наиболее значимой для целей социальной интеграции людей с тяжелыми формами инвалидности, потому что овладение профессиональными навыками и умениями дает возможность реализовать себя в процессе созидательной деятельности, достичь признания в обществе. Детям с УУО трудно обрести профессию, чтобы затем конкурировать на рынке труда. Однако, с помощью объединенных усилий специалистов и родителей (законных представителей), воспитывающих такого ребенка, и готовности общества и государства к оказанию поддержки своим согражданам в ситуации инвалидности, необходимо достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью своего сообщества.






map