Организация работы в группах в условиях малочисленного класса



Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Организация групповой работы на уроках в начальной школе занимает одно из важных мест в системе обучения. Современное общество ставит перед школой новые требования по модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Учителю, работающему в школе XXI века, постоянно приходится задумываться о том, как сделать процесс обучения более результативным.

Групповая работа – это полноценная, самостоятельная форма организации обучения.

Групповая форма работы  имеет ряд преимуществ.           

1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.                                          

2.Дети учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными навыками.                              

3.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.                                                                                    

4.Возрастает значимость личности каждого ученика.                                                                                      

 Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом реализации интеллектуального и творческого потенциала. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.

Преимущества групповой работы обеспечиваются такими признаками, как взаимодействие между учащимися и руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом, предъявляет ей задания, инструкции по его выполнению, оценивает результат труда группы.

При формировании группы необходимо учитывать психологические особенности и уровень интеллектуального развития каждого ребенка, личные симпатии. В команде должны быть и сильные, и слабые ученики. Хорошо, если группа будет включать как мальчиков, так и девочек.Команда должна быть единым целым, и поэтому необходимо задействовать в работе каждого ребенка. Следует распределить роли между членами команды. Каждый должен выполнять свои обязанности.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы).

Группа – это совокупность людей, объединённых общностью интересов, вовлечённых в познавательную деятельность и имеющих общую цель.

Одним из важнейших компонентов в понимании групповой работы является представление об игре. Групповая работа — это прежде всего игра, игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами, это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

В своём классе я стараюсь проводить групповую работу не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. На уроках обучению грамоте и письма после изучения новой буквы, предлагаю следующий вид групповой работы. К нам на урок часто приходят сказочные герои Буратино, Снеговик и приносят нам задания, которые необходимо выполнить. На данном фрагменте сказочный герой Снеговик приносит нам два конверта со своим изображением, предлагает разделиться на две группы и выполнить следующее задание: из предложенных внутри конверта картинок с изображением различных предметов выбрать и разложить на парту те картинки, в названии которых есть буква «С». Получив задание, дети первой и второй группы начинают работу. Все участники групп принимают активное участие в работе. Каждый находит и выкладывает картинку в названии которой есть буква «С». По окончании работы участники групп берутся за руки и поднимают руки вверх, затем проводится взаимопроверка выполненного задания. Каждый ребёнок в первой группе по очереди называет слова, которые он выложил, а дети второй группы внимательно слушают и оценивают работу своих товарищей. Если работа выполнена правильно, то все дружно аплодируют, если нет – стоят молча. Далее первая группа оценивает результаты второй группы. По окончании учитель даёт словесную оценку, проведённой групповой работы.

Цель групповой работы: Развитие мышления учащихся, формирование саморазвивающейся личности, т.е. личности, желающей и умеющей учиться.

Создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности.

На уроке обучение грамоте предлагается следующая групповая работа, цель которой – умение работать с алфавитом. Детям раздаются пластмассовые пазлы с буквами. Разделившись на группы, каждой группе даётся своё задание. Первая группа (Найдите все гласные буквы и расположите их в алфавитном порядке), вторая группа (Найдите все согласные буквы и расположите их в алфавитном порядке). По окончании работы группы оценивают друг друга. Эта работа помогает отработать знание алфавита.

На уроках математики после изучения темы «Многоугольники» группам предлагается задание: сложить из счётных палочек геометрические фигуры. В ходе совместной работы дети выкладывают из палочек фигуры и при проверке говорят как называется та или иная фигура и где она может нам встретиться в повседневной жизни. Далее идёт взаимопроверка и оценка результатов работы с помощью сигнальных карточек.

На уроке изобразительного искусства по теме «Изображать можно линией» мы вместе с детьми ходили на экскурсию в школьный парк. Дети учились наблюдать природу и находить в ней предметы, которые можно изображать линией. На экскурсии была проведена следующая групповая работа: разделившись на 2 группы, дети получили задание. Первая группа, изобразить данные предметы (дом, солнце, дерево) с помощью цветных мелков, а вторая группа эти же предметы выложить с помощью камушек. Затем проводилась взаимопроверка по группам и давалась словесная оценка детей и учителя.

Групповую работу с детьми провожу и во внеурочной деятельности, изучая правила дорожного движения, совместно с детьми и родителями изготовляли коллаж проезжей части, светофор, дорожные знаки. Закрепляя темы «Сигналы светофора», «Проезжая часть», «Дорога и мы», дети в группах в игровой форме становятся участниками движения, показывают свои знания о правилах дорожного движения. Первая группа, с помощью фигурок людей переходят дорогу по «зебре» , рассказывают о сигналах светофора. Вторая группа даёт характеристику дорожным знакам и с помощью игрушечных машинок показывают движение автомобиля по дороге. При подведении итогов групповой работы, каждая группа с помощью индивидуально изготовленных светофоров, оценивает работу своих товарищей.

Готовясь с детьми к празднику «День матери», мы оформили стенд под названием «Наши мамочки». Ребятам было дано задание принести фотографии своих мам и написать для них пожелания на сердечках, изготовленных своими руками из бумаги. Работа проходила в группах. Первая группа должна была сочинить стихи о маме, а вторая группа нарисовать рисунки. На праздник были приглашены мамы, и каждая группа продемонстрировала им свои работы. Рисунки и стихи были отправлены на Всероссийский конкурс детского творчества. Анализ групповых работ свидетельствует о том, что их успех зависит от общих усилий детей, от их творческой и дружной работы.

При формировании групп необходимо учитывать количество людей в них. В 1-2 классе – 4-5 человек, в 3-4 классе – 5-6 человек. Продолжительность групповой работы в 1-2 классе должна составлять 10-15 минут, а в 3-4 классе – 20-35 минут. Формировать группы можно по уровню познавательной активности (одноуровневые, разноуровневые, слабые и сильные, по интересам, стихийно).

Работа в группах начинается с выработки основных правил:

Говори спокойно и ясно;

Говори только по делу;

говори по очереди;

как только завершите работу возьмитесь за руки;

возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;

убедись, что в разговоре участвует каждый;

обращайся к другу по имени;

Полное внимание к одноклассникам;

Серьёзное отношение к мыслям, чувствам других;

Терпимость, дружелюбие.

При обсуждении и закреплении правил, каждый ребёнок должен знать, что он не имеет права смеяться над ошибками товарища, так как каждый имеет право на ошибку. Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания у ребят формируются УУД личностные (терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к предмету), коммуникативные (участие в диалоге), познавательные (отвечать на простые вопросы учителя), регулятивные (работа по инструкции, которую сами выработали).

При работе в группах необходимо учитывать алгоритм работы в группе:

1.Повторение задания для осознанного понимания.

2. Выдвижение версий всеми членами группы.

3.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

4.Совместное принятие решения.

5.Анализ решения. Оформление.

6.Проговаривание в группе выступления.

7.Представление решения.

Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.

Групповая работа — выполнение различных заданий разными группами.

При групповой работе возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны товарищей, причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания активизируются и закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Положительные стороны групповой работы:

1)снижение числа ошибок;

2)удовольствие учащихся от совместной работы;

3)возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная

активность и творческая самостоятельность учащихся;

4)меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает

безразличие, приобретается теплота, человечность;

5)сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше

понимать друг друга и самих себя;

6)Групповая работа повышает качество усвоения учебного материала,

активизирует деятельность всего класса.

Основные противопоказания при организации групповой работыНельзя:

формировать пару из двух слабых учеников;

требовать полной тишины;

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;

заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе.

Условия качественной работы группы:

является наличие взаимопонимания между членами группы

умение разрешать конфликты

вести грамотный, культурный диалог.

Критерии групповой работы:

понимание задания

нет повторяющихся мыслей

все ли работали.

интересно

дружно (нет ссор)

правильный ответ

активность

выбор ролей

слушание.

Оценка групповой работы:

Справились полностью или частично.

Справились самостоятельно или потребовалась помощь.

Выводы:

групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;

улучшается успеваемость;

формируется мотивация учения и обучения;

научить можно каждого;

соблюдается дифференцированный подход;

работа в группе помогает ребенку проявить себя,

укрепляется дружба,

улучшаются межличностные отношения;

устанавливается психологический комфорт в коллективе

порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища

учащиеся усваивают больший объем материала

между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;

минимальный объем домашнего задания.

Групповой метод обучения позволяет вовлечь в работу каждого ученика. Даже слабые учащиеся и дети с низким уровнем активности включаются в деятельность. У детей развиваются коммуникативные навыки, активизируется познавательная деятельность. Ребята учатся прислушиваться к мнению окружающих, осуществлять взаимовыручку. Развивается чувство ответственности за общее дело.

Итак, групповая работа вызывает у детей интерес, развивает познавательную деятельность и имеет большое воспитательное значение.






map