Организация самостоятельной деятельности в процессе обучения



Содержание

Литературный обзор состояния вопроса…………………………..3

1.1.Истроия темы педагогического опыта………………………….3

1.2.История изучения темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении………………………………5

1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……………………………………………………………………6

Психолого – педагогический портрет класса………………………7

Педагогический опыт …………………………………………………8

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………….8

Актуальность педагогического опыта……………………………9

Научность в представляемом педагогическом опыте…………..10

Результативность ………………………………………………….11

Новизна представляемого педагогического опыта………………13

Технологичность представляемого педагогического опыта……13

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………….………………………………………………….14

Выводы…………………………………………………………………17

Библиографический список ………………………………………… .18

Приложения

Приложение №1- Разноуровневые задания ……………………1-23

Приложение №2 – Тесты …………………………………………1-36

Приложение №3 –Нестандартные уроки….……………………1 — 12

Приложение №4 — Памятки ……………………………………..1 — 15

Приложение №5 — Конспекты уроков …………………………..1 – 33

Приложение №6 – Карточки для самопроверки ……………..1 — 2

Литературный обзор состояния вопроса.

1.1.Истрия темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Российское общество вступило в такой период своего развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное в целом переосмысление приоритетов в образовании и в связи с этим назрела необходимость объединения усилий педагогов, психологов и других специалистов в создании условий для успешности обучающихся на различных ступенях образования, которая в педагогическом аспекте понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Противоречие состоит в том, что успешность в обучении школьников рассматривается как некое достижение в социально-значимой деятельности, тогда как успешность в обучении младшего школьника предусматривает достижения школьника в учебной деятельности, которые сопровождаются интересом к учению, способствуют проявлению творчества в усвоении знаний, умений и навыков, адекватной самооценке и оценке результатов своей деятельности, создают предпосылки для дальнейшего развития личности и определения своего места в окружающем социуме.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе ещё редко можно увидеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приёмов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приёмам развёрнутого и свёрнутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, вывода на формирование идей и их предварительного развёртывания по смыслу и по содержанию, т.е. тем приёмам, которые составляют основу учебно – познавательной деятельности школьников.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности — путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Сегодня подходы к формированию познавательных действий учащихся разработаны на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Наша школа идёт в ногу со временем. Поэтому, важным является не только усвоение знаний, но и способы подачи и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала младших школьников.

1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Наблюдения на уроках за самостоятельной работай учеников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить учебную задачу сразу, без анализа и осмысления её условий, работают торопливо, поспешно, допускают ошибки. Встречаются такие ученики, которые, наоборот, включаются в работу слишком медленно, не думают над заданиями, не решаются приступить к их решению и в результате выпадают из общего ритма деятельности, не успевают выполнять всё необходимое. С этим непосредственно связано их эмоциональное самочувствие – тревожное или спокойное. Более половины учеников, выполняя самостоятельную, чувствуют себя тревожно. Одни – потому, что слишком эмоциональны, — другие — потому, что не уверены в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными. Это доказывает необходимость специального обучения детей навыкам самостоятельной деятельности.

Данный педагогический опыт заинтересовал учителей на методическом объединении МБОУ СОШ №33 станицы Архангельской и был рекомендован для распространения среди учителей начальных классов.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Правильно организованная самостоятельная работа даёт большой потенциал для развития школьников.

— Групповые методы обучения – один из эффективных способов организации учебной деятельности на уроке.

ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ — форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Г. р. н. у. стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

— САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С.р. может быть фронтальной (общеклассной) — учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему; групповой — для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.); парной . Доля С.р. в учебном процессе увеличивается от класса к классу: в начальных классах на неё отводится не менее 20%, в старших — до 70%.

— РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

— Личностно – ориентированное обучение – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуализации.

— СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ — совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.

2. Психолого-педагогический портрет класса

В 2011-2012 учебном году во 2 «Б» классе обучается 27 учеников. Из них 16 девочек и 11 мальчиков.

Все учащиеся добросовестно относятся к обучению в школе. Кроме основного домашнего задания стараются выбрать самостоятельное задание по усмотрению: найти дополнительную информацию в словаре или энциклопедии, написать сообщение, сочинить небольшое произведение, выучить найденную информацию и поделиться с ней на уроке.

Активное участие ребята принимают во всех школьных мероприятиях, где занимают призовые места. В этом году первый раз участвовали в международном конкурсе «Русский медвежонок». Решетов Максим набрал 59 баллов и занял I место в школе, Онищук Виолетта набрала 41 балл и заняла III место в школе. Онищук Виолетта является призёром (2 место по району) муниципального конкурса детского творчества «Под Рождественской звездой». Шлыкова Яна и Тихонов Анатолий заняли призовые места в школьной олимпиаде по кубановедению, Сидоренко Полина является призёром школьной олимпиады по русскому языку. Решетов Максим в конкурсе проектов «Семейный экологический проект» в номинации «Домашние хранилища» занял I место в районе и III место в крае. Голодный Олег занял II место в районе в конкурсе «Полиция спешит на помощь». Для этих ребят конкурсы только начинаются.

В классе 100% успеваемость. В первом классе была безотметочная система. В этом учебном году оценивались I и II четверти. На «4» и «5» первое полугодие закончили 17 человек. По результатам I четверти качество знаний составило 55,6%, по результатам II четверти – 63%.

В основном класс составляют средние учащиеся – по своим интеллектуальным и личностным особенностям одни из них ближе к сильным, а другие – к слабым. Хочется выделить учащихся с высоким баллом успеваемости – это Шлыкова Яна, Тихонов Анатолий, Найдёнов Владислав, Решетов Максим, Сидоренко Полина, Купина Алина. Эти дети отличаются прежде всего активностью мыслительной деятельности, волевыми качествами, стремлением к интеллектуальному напряжению, к преодолению без посторонней помощи трудностей. Они сравнительно легко выделяют существенное в учебном материале, главные признаки, избегают шаблона, стремятся по возможности варьировать способы решения.

Класс на хорошем счету в школе, отличается хорошим уровнем воспитанности и успеваемости.

3. Педагогический опыт

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Метод наблюдений использую для организации самостоятельной познавательной деятельности. В процессе наблюдения ученики анализируют, сравнивают, делают вывод. Полученные таким образом знания являются более осознанными и тем самым лучше усваиваются. Процесс наблюдения и анализа рассматриваемых объектов, ведущий к обобщению, неразрывно связан с рассуждением, выявлением причинно-следственных связей, с обоснованием тех выводов, к которым приходит ученик в процессе предлагаемых ему заданий. Умение рассуждать самостоятельно формируется, безусловно, в тех случаях, когда воспроизводят знакомую им схему рассуждений, действуют по аналогии.

Дифференциация и индивидуализация в образовательной структуре выполняют основополагающую роль. Я считаю, что наиболее целесообразна организация дифференцированной работы на этапе закрепления и повторения ранее изученного материала. Большинство способов дифференциации использую не только на этом, но и на других этапах урока. Отдельные приёмы индивидуализации и дифференциации можно использовать на этапе устного счёта, а также при ознакомлении детей с новым материалом. Часто предлагаю дифференцировать домашние задания.

Групповая и парная работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приёмы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Состав групп не постоянен, он меняется. Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребёнку предельно полно реализовать свой творческий потенциал. Раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребёнке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдёт настоящая эффективная работа. Групповая работа — условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе».Для организации групповой работы я использую ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения и т.п.

Разноуровневые задания, обеспечивающие развитие познавательной самостоятельности. В классе всегда есть ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, которые быстро схватывают новое и считают, что они уже в достаточной мере усвоили материал и могут работать самостоятельно. Работая со всем классом, сложно организовать постоянный контроль работы таких учеников, потому что есть и другая категория детей, которые сразу не усваивают обязательный материал и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними необходимо работать индивидуально, т. к. цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствует введение индивидуальных и разноуровневых карточек.

Тестирование. Тестовая форма организации самостоятельной работы направлена на развитие умения быстро и оперативно выполнять задание за определённый промежуток времени. Большие возможности открывает использование интерактивной доски для организации активной мыслительной деятельности учащихся в самостоятельной работе. Компьютерное тестирование в последнее время стало одной из продуктивных форм организации самостоятельной работы.

Одной из интересных форм организации самостоятельной деятельности учащихся является метод проектов, девизом при работе над которым являются слова Вольтера «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие». В ходе реализации проекта учащиеся учатся проводить самостоятельные исследования, принимать самостоятельные решения, работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда. Реализация несложных проектов является вдохновляющим стимулом на выполнение более сложных самостоятельных проектов.

Многолетний опыт работы в школе, анализ по педагогике и психологии позволили сделать вывод о том, что одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки. «Памятка – эта вербальная модель приёма учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание».

Использование опорных схем С. Н. Лысенковой.

Всем известно, что успех – главное условие развития детей в обучении, поэтому необходимо предупреждать ошибки, а не работать над ними. Опорные схемы помогают через знающего ученика учить незнающего.

3.2.Актуальность педагогического опыта

В настоящее время отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

Для меня важно видеть моих учеников:

Любознательными, проявляющими исследовательский интерес.

Активно познающими мир.

Доброжелательными, умеющими слушать и слышать партнёра.

Проявляющими уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения

Умеющими учиться, способными к самоорганизации.

Готовыми самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой.

Обладающими навыками самоорганизации и здорового образа жизни.

Для этого необходимо формировать познавательные действия у младших школьников в процессе обучения, познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества, проявлением и развитием начал самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Актуальность этой проблемы подтверждается тем, что на методологическом уровне обоснована необходимость и возможность развития самостоятельности у младшего школьника. Так, в современных концепциях начального образования ( В.В. Давыдов, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова, Н.Б. Истомина, А.А. Леонтьев и др.) обосновывается необходимость воспитания учебной самостоятельности и формирование умения умений учиться. То есть на методологическом уровне расширены представления о необходимости самостоятельности. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в средней школе не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объёмом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии «без посторонней помощи и поддержки творчески выполнять возлагаемые на него обществом обязанности». Сегодняшний младший школьник значительно отличается от сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк: от полного незнания букв и цифр, отсутствия элементарных навыков ориентировки в пространстве до умения читать бегло и объяснять смысл прочитанного, сравнивать и обобщать. Но независимый от затраченных усилий, ребёнок всё равно испытывает трудности из-за невозможности работать в индивидуально ориентированном режиме. Это усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование познавательной самостоятельности, так как способность ребёнка осуществлять учебные действия без помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширила перспективы самообразования школьника.

Предлагаемый мною опыт повышает уровень познавательной самостоятельности младших школьников при формировании у них умений самостоятельной работы, что значительно повышает качество образования.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

Научность в данном опыте заключается в том, что приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения – формирование умения учиться.

Предлагаемый опыт соответствует основополагающим положениям современной педагогики, психологии, методики преподавания в начальной школе. В своей работе я использую современные технологии:

Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой ,С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн — гуманно-личностный подход к ребенку;

единство обучения и воспитания; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях)

Личностно – ориентированное обучение ( И. С. Якиманская- Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником, повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Теория проблемного обучения – ( Т.А. Ильина – высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой умений осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологии развивающего обучения, использование дифференцированных и разноуровневых заданий)

Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов – вариативность процесса обучения, самостоятельная мыслительная деятельность, сотрудничество)

Технология перспективно – опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова – успех – главное условие развития детей в обучении; комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться; дифференциация, доступность заданий для каждого, к полной самостоятельности — постепенно; через знающего ученика учить незнающего.)

3.4. Результативность педагогического опыта.

Самостоятельная работа только тогда достигнет наибольшего успеха, когда дети осознают результат своих достижений. Развитие познавательной самостоятельности учащихся – задача чрезвычайно важная, т.к. от её решения во многом зависит успех и результативность учебного процесса.

Уровень обученности учащихся по русскому языку

Уровень обученности учащихся по математике

Уровень обученности учащихся по результатам КДР

Наблюдается положительная динамика познавательной активности учебной деятельности. Активное участие ребята принимают во всех школьных мероприятиях, где занимают призовые места.

2010 год – игра-конкурс «Золотое Руно»

Ульшина Людмила – 1 место в школе

Котова Марина – 2 место в школе

2010 год- игра-конкурс «Человек и природа»

Котова Марина – 1 место в школе

Ульшина Людмила – 2 место в школе

Блохин Владислав – 3 место в школе

2011 год – Решетов Максим в конкурсе проектов «Семейный экологический проект» в номинации «Домашние хранилища» занял I место в районе и получил Диплом III степени в крае.

Голодный Олег занял II место в районе в конкурсе «Полиция спешит на помощь».

2011 год – В этом году первый раз участвовали в международном конкурсе «Русский медвежонок». Решетов Максим набрал 59 баллов и занял I место в школе, Онищук Виолетта набрала 41 балл и заняла III место в школе.

2012 год – Онищук Виолетта является призёром (2 место по району) муниципального конкурса детского творчества «Под Рождественской звездой».

3.5.Новизна представляемого педагогического опыта

Новизна в методах обучения и воспитания состоит в том, что учитель:

Управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся.

Мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету.

Организует самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время.

Создаёт ситуацию успеха, т.е. предлагает задания, посильные каждому ученику.

Создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений

3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта

Уточнён понятийно – терминологический аппарат проблемы.

Определены психолого – педагогические основы формирования умений самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте.

Обоснована система мер, обеспечивающих целенаправленное формирование умений самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная работа выступает как наиболее универсальный вид учебной деятельности в субъективно – психологическом плане. Самостоятельность адекватна психической деятельности на всех уровнях: от самой простой её формы – осознания своих приёмов деятельности при выполнении работы по образцу, до высших форм творчества.

Основные компоненты опыта:

— Обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний.

— Развитие индивидуальных творческих способностей.

— Отбор средств и методов обучения.

— Разнообразие форм работы в соответствии с содержанием учебного материала.

— Создание творческой атмосферы общения.

— Взаимообогащение личности учителя и ученика.

3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Основными элементами представляемого педагогического опыта являются разноуровневые задания для организации самостоятельной деятельности, применяемых на разных этапах урока. Разноуровневые задания, обеспечивающие развитие познавательной самостоятельности. В классе всегда есть ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, которые быстро схватывают новое и считают, что они уже в достаточной мере усвоили материал и могут работать самостоятельно. Работая со всем классом, сложно организовать постоянный контроль работы таких учеников, потому что есть и другая категория детей, которые сразу не усваивают обязательный материал и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними необходимо работать индивидуально, т. К. цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке. Достижению этой цели способствует введение индивидуальных и разноуровневых карточек. Разноуровневые самостоятельные работы отличаются от обычных работ возможностью формулировок, возможностью действовать различными способами, необходимостью привлекать умения и навыки. ( Приложение 1)

Тестовые задания направлены на развитие умения быстро и оперативно выполнять задание за определённый промежуток времени. Тестовая форма организации самостоятельной работы направлена на развитие умения быстро и оперативно выполнять задание за определённый промежуток времени. Большие возможности открывает использование интерактивной доски для организации активной мыслительной деятельности учащихся в самостоятельной работе. Компьютерное тестирование в последнее время стало одной из продуктивных форм организации самостоятельной работы. (Приложение 2)

Групповая и парная работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приёмы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Состав групп не постоянен, он меняется. Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребёнку предельно полно реализовать свой творческий потенциал. Раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребёнке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдёт настоящая эффективная работа. Групповая работа — условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе». Для организации групповой работы я использую ряд подходов: группировка по интересам учащихся, по схожести мнения, по месту сидения и т.п. При организации групповой работы учителю необходимо постоянно подчёркивать значимость сотрудничества школьников для их обучения. Особенно часто групповую форму учебной самостоятельной работы на уроках математики практикую при формировании умений и навыков. Учащимся предлагается решать примеры, задачи, обучая друг друга. Продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний. Здесь учащиеся конструируют задания друг для друга, оказывают взаимопомощь при затруднении, придумывают задачи с «ловушками». Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Изучение материала превращается в процесс поисково – исследовательской деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся. В своей работе провожу нетрадиционные уроки (урок- путешествие, урок – проектирование, урок – сказка и т.д.) На этих уроках имеет место разделение класса на группы. (Приложение 3)

Многолетний опыт работы в школе, анализ по педагогике и психологии позволили сделать вывод о том, что одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки.

«Памятка – эта вербальная модель приёма учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание».

По характеру представления содержания можно выделить определённые виды памяток:

Памятка-алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жёстко фиксированы, их последовательность обязательна.

Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, — дело самого ученика.

Памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем.

Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности.

Все памятки условно можно разделить на две большие группы. Памятки первой группы предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя. Цель второй группы памяток – научить учеников работать самостоятельно дома. От того, к какой группе относится памятка и где впервые предъявляется, зависит т организация работы. (Приложение 4)

Эффективность самостоятельных работ зависит от того, насколько мыслительная деятельность направлена на решение поставленных перед ними учебных задач. Поэтому задача учителя – организовать самостоятельную работу на уроке, чтобы она поставила ученика в активную позицию, учила усваивать предложенный способ проработки учебной задачи.

(Приложение 5)

При фронтальной самостоятельной работе важную роль играет коллективный анализ выполненных заданий, анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в ходе выполнения задания. При такой работе дети имеют возможность сравнивать полученные результаты своей работы с образцом, который предложен в качестве средства самопроверки.

На уроках необходимо использовать и индивидуальную самостоятельную работу, когда ученик продвигается своим темпом. Эта работа требует от ученика настойчивости, напряжения и упорства в преодолении препятствий. Задания для индивидуальной работы должны быть доступны учащимся и развивать их познавательный интерес.

Важным моментом во время проведения самостоятельной работы является проверка её выполнения. Для развития навыка самоконтроля использую разные способы. Например, при проверке словарных слов прошу детей найти эти слова в словаре, прочитать их в книге, на уроке математики – прочитать пример с заданным ответом или уравнение, которое решили действием сложения, при работе с текстом – найти предложение или какое-либо слово в предложении и прочитать, как оно написано в учебнике или тетради. Опыт показывает, что дети замечают лучше чужие ошибки, поэтому важно проводить взаимоконтроль. Это вырабатывает добросовестное отношение к работе. Также использую задания на исправление ошибок. (Приложение 6)

4 Выводы

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт показал, что:

Систематически проводимая самостоятельная работа ( с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной её организации способствует получению учащимися более прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию из познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании её с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объёму и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Л.Н. Толстой считал, что цель учения – самостоятельное применение знаний в жизни. Он писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Библиографический список:

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

Данилов М.А. Самостоятельная работа // Хрестоматия. М.: Просвещение, 1976.

Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961.

Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М.: 1980.

Королькова Л.В. Групповые формы взаимодействия младших школьников.// Начальная школа, №2, 2007, стр. 13-14//

Нюман О.В. Самоконтроль как условие развития рефлексивных умений учащихся начальных классов.// Начальная школа, №7, 2009, стр. 103-108//

Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.




map