Организация самостоятельной работы учащихся на уроке окружающий мир как средство формир



ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая работа на тему:

«Организация самостоятельной работы учащихся

на уроке окружающий мир

как средство формирования регулятивных УУД».

Выполнила:

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»г.Владимира

Барышева Ольга Николаевна

Владимир,2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты организации самостоятельной работы младших школьников и формирование регулятивных УУД…………………………………………….4

1.1. Организация самостоятельной работы школьников………………………………….4

1.2. Организация самостоятельной работы младших школьников……………………….5

1.3. Формирование регулятивных УУД в самостоятельной работе младших школьников……………………………………………………………………………….….5

1.4. Использование технологий РКМЧП, способствующих развитию самостоятельной работы младших школьников……………………………………………………………….6

Глава 2. Технологическая карта урока окружающий мир во 2 классе на тему: «Транспорт»………………………………………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………………………….12

Введение

Организация самостоятельной работы и управление учебным процессом на уроке — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание самостоятельности и активности необходимо рассматривать как одну из первостепенных задач, стоящих перед каждым учителем.

Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников на уроке, как средства формирования регулятивных УУД и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной темы мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования личности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться контролировать, планировать, корректировать и оценивать свои действия, а также обеспечивать возможности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Глава 1. Теоретические аспекты организации самостоятельной работы младших школьников и формирование регулятивных УУД

Организация самостоятельной работы школьников

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Основным требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Организация самостоятельной работы младших школьников

С поступлением ребенка в школу, наряду с общением и игрой, в число ведущих выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность, как самостоятельная, складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В. В.Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования1. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения.

Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения.

Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

1.3. Формирование регулятивных УУД в самостоятельной работе младших школьников

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Использование технологий РКМЧП, способствующих развитию самостоятельной работы младших школьников

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная”технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем самостоятельную исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов — осмысление — рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

В данной работе были использованы технологии: кластер, инсерт, таблица ЗХУ.

Прием “Составление кластера”

Правила построения кластера очень простые. Например: рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием “Инсерт”

Прием “Инсерт” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.

Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

“V” — знаю

“+” — новое

“?” — есть вопросы

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” — это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю(вызов)

Хочу узнать(вызов)

Узнал(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Глава 2. Технологическая карта урока окружающий мир во 2 классе на тему: «Транспорт»

Цель: формирование представления о специальном транспорте и его назначении.

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Личностные УУД

— развитие умения работать с информацией;

— развитие умения использовать различные способы поиска информации (в тексте);

— развитие операций мышления: сопоставления, выделение лишнего, анализа, обобщения, классификации;

— развитие умения работать с текстом, используя стратегию РКМЧП «Таблица ЗХУ», «Инсерт», «Кластер».

Познавательные УУД

— формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

— формировать умения оценивать свою деятельность;

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные УУД

— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

— формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

— формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

— формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (отбор материалов из текста).

Коммуникативные УУД

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— актуализировать знания о видах транспорта;

— дать представление о специальном транспорте.

— в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП «Таблица ЗХУ» определить назначение специального транспорта.

– освоение знаний о транспорте и других отраслях экономики;

— дать представление о специальном транспорте в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП «Таблица ЗХУ»;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1. Эмоциональное начало урока

Учитель начинает урок, читая стихотворение.

Слушают стихотворение, которое читает учитель.

регулятивные, коммуникативные, личностные

2. Кластер «Экономика»

Учитель предлагает ученикам заполнить сегменты кластера «Экономика».

С помощью учителя заполняют кластер «Экономика».

коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные

3. Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися.

Учитель загадывает загадку учащимся, через которую они выйдут на тему урока.

Отгадывая загадку учащиеся выходят на тему урока.

регулятивные, познавательные.

4. Учебные задачи урока.

Учитель предлагает учащимся выбрать учебные задачи для урока из представленных.

Учащиеся выбирают подходящие учебные задачи.

регулятивные, познавательные.

5. Стадия «Вызов».

Учитель проводит с учащимися игру «Эстафета».

Дети находят различные варианты использования транспортных средств в жизни людей с помощью игры «Эстафета».

регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

6. Таблица «ЗХУ».

Учитель предлагает учащимся, опираясь на предшествующий опыт и знания, заполнить первую графу таблицы.

А во второй графе — записать вопросы, интересующие учащихся по данной теме.

Заполняют таблицу ЗХУ.

познавательные, регулятивные.

7. Чтение текста «Инсерт».

Учитель предлагает, работая в группах, читать текст и на полях делать специальные пометки.

Учащиеся в группах читают текст и делают специальные пометки на полях.

коммуникативные, познавательные, регулятивные.

8. Таблица «ЗХУ».

Учитель совместно с учащимися заполняет последнюю графу таблицы.

Учащиеся совместно с учителем заполняют последнюю графу таблицы.

регулятивные, коммуникативные.

9. Физкультминутка.

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

Учащиеся выполняют заданные движения под стихотворение.

коммуникативные.

10. Классификации транспорта.

В игровой форме учитель предлагает работу с таблицей по классификации транспорта.

Учащиеся в группах заполняют таблицу классификации транспорта.

познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.

11. Итог урока.

Учитель завершает урок проведением игры «Доскажи словечко».

Учащиеся отгадывают загадки по теме урока.

коммуникативные, познавательные.

12. Рефлексия.

Учитель предлагает дать оценку своей работы на уроке, заполнив таблицу.

Учащиеся заполняют таблицу самооценки.

регулятивные, личностные.

13. Домашнее задание.

Учитель дает задание на дом.

Учащиеся записывают в дневники задание, данное учителем.

коммуникативные.

Заключение

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на скорость усвоения нового материала, формирует интерес к содержанию учебной деятельности.

Ребенок усваивает материал в процессе учебной деятельности, когда у него есть способность к волевому усилию и мотивация для такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять, ответить на вопрос. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Поэтому, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел узнать новое. На уроках необходимо побуждать учащихся самих ставить цель, составлять план достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны уметь предположить каких результатов, они могут достигнуть, определить и сформулировать цель деятельности, составить план действий по решению проблемы (задачи).

Поскольку самостоятельное приобретение знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений, это наилучшая возможность формировать у младших школьников познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Список использованной литературы

Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.

Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Учпедгиз, 1961.

Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” — Л., — 1982.

И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.

С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

Столяренко Л.Д. “Педагогика” — Ростов, 2000.




map