Организация системно-деятельностного подхода в 1-ом классе



Организация системно-деятельностного подхода в 1-ом классе

(Лебедева Е.К. Из опыта работы.)

Как учить детей по-новому? Как сделать урок продуктивным в соответствии с требованиями ФГОС НОО? Как реализовать системно-деятельностный подход?

В своей работе уже в течение нескольких лет применяю технологию проблемного урока в соответствии с методикой кандидата психологических наук Е. Л. Мельниковой. Продемонстрирую на примерах, как путем побуждающего диалога можно создать проблемную ситуацию и организовать пути выхода из нее.

Урок окружающего мира. Тема: «На что похожа планета Земля?»

На уроке ОМ ребятам предъявила противоречивые мнения.

Создание проблемной ситуации

— Ребята, существовало мнение, что планета Земля плоская и стоит на трех китах. И в тоже время, утверждали, что Земля имеет форму шара.

Учитель

Ученики

— Что вас удивило? (побуждение к осознанию противоречия)

— По-разному говорят о форме Земли (осознание противоречия)

— Какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

— Кто прав? Какую форму имеет Земля?

— Итак, тема урока …

— На что похожа планета Земля?

Русский язык. Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука»

Создание проблемной ситуации

Предлагается записать слова (у доски два ученика заведомо сильный и слабый): конь, пень, гусь, ель, дверь. Слабый ученик обязательно сделает ошибку, не написав мягкий знак.

Учитель

Ученики

— Почему так получилось? (побуждение к осознанию противоречия)

— Задание одно, а результаты разные (осознание противоречия)

— Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы)

— Почему надо писать Ь?

— Итак, тема урока …

— Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука?

Математика. Тема: «Вычитание чисел из 8 и 9»

Создание проблемной ситуации

Какой пример отличается от двух других?

Работа в парах по рядам.

Работаем в парах дружно, не мешая друг другу. Когда ответ будет готов, поднимаем руки.

-Разделите оставшиеся выражения на две группы.

-Решите примеры и покажите результаты вычислений на арифметическом веере.

Проблемный диалог

Ребята, что вы заметили? (Получались разные ответы)

А как же так? Задание одно, а результаты разные? (Решили неправильно)

Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Как вычитать числа)

Какая же тема урока? (Вычитание чисел из 8 и 9)

Это были примеры способов организации проблемного диалога, где учитель видит конкретный выход из проблемной ситуации. Но на практике чаще получается так, когда невозможно предвидеть конечный исход. Тогда предлагается заведомо три выхода.

Математика. Тема: «Сложение вида □+5»

Создание проблемной ситуации

— А сейчас Знайка-математик предлагает вам найти значения следующих выражений.

Предлагается решить примеры:

4+5= 5+5= 7+5=

(Последний пример должен вызвать затруднение, т.к. дети не умеют решать примеры с переходом через десяток)

Проблемный диалог:

— Ребята, смогли решить? (Нет)

— В чем затруднение? (Не умеем решать такие примеры)

— Чем вычисления не похожи на другие? (Здесь сумма больше 10)

— Какая тема урока (Прибавление 5 с переходом через десяток)

!!! Примечание:

Проблемная ситуация не срабатывает, тогда:

1. Некоторые ученики решили.

— Ребята, смогли решить? (Нет, да)

— Хорошо, посмотрим у вас (кто решил) потом.

— А остальные ребята, в чем у вас затруднение? (Не умеем решать такие примеры)

— Чем вычисления не похожи на другие? (Здесь сумма больше 10)

— Какая тема урока (Прибавление 5 с переходом через десяток)

2. Все решили.

— Ребята, смогли решить? (Да)

— Решили, а пример то новый! Ну, молодцы!

— Чем вычисления не похожи на другие? (В новом примере сумма больше 10)

— А сколько у вас получилось? (Дети называют разные ответы)

— А как же так? Задание одно, а результаты разные? (Решили неправильно)

— Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Как решать примеры с переходом через десяток)

— Какая же тема урока? (Прибавление 5 с переходом через десяток)

Тему урока учитель может конкретизировать.

Таким образом, путем побуждающего диалога мы создаем проблемную ситуацию. Дети сами формулируют тему урока, учебную задачу. Для выхода из проблемной ситуации можно использовать разные формы работы – групповую, парную; работу с дополнительными источниками, цифровыми образовательными ресурсами. Дети сами открывают знания. Учитель только руководит процессом.




map