Организация учебной деятельности как один из путей формирования интереса к обучению у м



Организация учебной деятельности как один из путей формирования интереса к обучению у младших школьников.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От структуры учебной деятельности зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль и отношение детей к учёбе.

Я хочу рассказать вам, как организую учебную деятельность на своих уроках. Изучив педагогическую и психологическую литературу, я выяснила, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности, содержательная её мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом.

На своих уроках при изучении каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы я выделяю три основных этапа: мотивационный, операционально-познавательный и рефлексивно-оценочный. Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении мотивации учебной деятельности.

Мотивационный этап.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1) Создание учебной проблемы, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы.

2) Правильная формулировка основной учебной задачи

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке:

Создание проблемной ситуации;

Подводящий к теме диалог;

Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Приемы создания проблемной ситуации:

Предлагаю классу вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.

Даю задание, не выполнимое вообще.

Предлагаю практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Рассмотрим примеры применения каждого вида ситуации на уроке.

Урок русского языка. Ситуация выбор

«Четвертое лишнее» Необходимо найти, выбрать лишнее слово. В результате работы выясняется, что слово полька не подходит по смыслу, оно не родственное. Тема урока родственные слова.

Урок окружающего мира. Ситуация неопределенность.

Я загадала понятие. Это понятие тема нашего урока. Слева слова, которые связаны с этим понятием. Справа слова, которые не относятся. Догадайтесь что это?

?

?

Необходимы организму Удивительная жидкость

Содержатся в овощах, мясе, молочных Грибы

продуктах, фруктах…Кислород

Животное

Если ребята не смогли назвать понятие витамины, даю подсказку: есть А, В, С, Д или назвать понятие в конце урока.

Урок окружающего мира. Ситуация неожиданность конфликт.

Изучая, природную зону арктических пустынь, начинаю с ситуации:

Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?

Не все ребята знают о полярной ночи. Поэтому такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.

Урок русского языка. Ситуация несоответствие.

Тему нашего урока вы узнаете, когда определите, по какому признаку необходимо соединить слова или словосочетания и фразеологизмы.

дремлет –

— ползет как черепаха

ссорятся –

— уносит ноги

убегает –

— не умеет двух слов связать

плохо говорит –

— живут как кошка с собакой

очень старается –

— держит язык за зубами

идет медленно –

— плавает как топор

молчит –

— клюет носом

не умеет плавать –

— лезет из кожи вон

Соединив правильно, учащиеся должны понять, что это синонимы.

Я чаще всего использую в своей работе ситуации конфликт и неожиданность. Ни что так не привлекает внимание и не стимулирует поиск, как удивительное, необычное.

Следующее действие мотивационного этапа — это

2) Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Это может происходить, например, в такой форме: «Таким образом, мы должны изучить правила построения грамотной речи»

Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы.

Важное условие организации учебной деятельности — подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

После того, как основная учебная задача понята и принята ребятами, намечаем и обсуждаем план предстоящей работы. Я сообщаю время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем сообщаю, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается обсуждение тем, что отдельные ученики дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам. Некоторым ребятам я заранее предлагаю задания для восполнения имеющихся у них пробелов, указывая, что выполнение этих заданий создаст возможность плодотворно изучить новую тему.

Весь этот этап изучения темы весьма важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся. Вряд ли правильно поступают те учителя, которые его вовсе опускают или же ограничиваются одной фразой: «Сегодня мы приступаем к изучению

темы…», переходя сразу к изложению нового материала. Такая «экономия времени» болезненно скажется на всем характере учебной деятельности учащихся.

Операционально-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит, главным образом, от того, будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе, осознают ли они закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.

При такой структуре учебной деятельности учащихся, когда основным содержанием операционально-познавательного этапа становится моделирование объектов и явлений, изучение построенных моделей, деятельность учащихся приобретает теоретический, исследовательский характер. Тем самым учащиеся как бы вводятся в лабораторию мысли соответствующих наук, приобретают опыт подлинно творческой деятельности, творческого мышления. Все это чрезвычайно мощное средство, способствующее становлению нужной мотивации учебной деятельности учащихся.

Рефлексивно-оценочный этап.

Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела я организую так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым формирую ориентацию на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Здесь я использую задания типа: «Составьте схему (модель) пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме, и связи между ними». Это домашнее задание дети могут выполнить группами по 3 — 5 человек в течение недели. Или такое задание: «Составьте вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы».

Для того, чтобы воспитать у школьников умение оценивать свою работу, я даю им такое домашнее задание: «Напишите перечень основных вопросов, пройденных нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот вопрос усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или вовсе не усвоили. На другом листочке перечислите те умения, которые вы должны были приобрести при изучении темы, и укажите, как вы усвоили эти умения: хорошо, слабо или вовсе не усвоили». Это полезно для выработки адекватной самооценки учебной деятельности, для выяснения причин имеющихся пробелов и для побуждения ребят к ликвидации этих пробелов.

Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали фактическое положение знаний и умений каждого ученика, но и использовались для побуждения его к дальнейшей работе, для создания дальнейших перспектив этой работы.

Таким образом, можно сказать, что у младшего школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей будущей жизни потребности,

как потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений), потребность в рефлексии и самооценке и др. Отсюда следует, что при разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала я всегда стараюсь учитывать характер потребностей своих учащихся, их сегодняшний уровень и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала, содержание отдельных уроков удовлетворяло потребностям учащихся и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

И в завершении… мы с ребятами находимся только в начале нашего пути, но уже сейчас я вижу плоды своей деятельности. Мне очень приятно видеть, как дети с интересом идут ко мне на урок, с каким рвением стремятся к новым знаниям. Для меня очень важно сохранить и укрепить в детях этот интерес и это стремление к учебе. Я всегда ходила в школу с удовольствием, и до сих пор мне нравится учиться чему-то новому. И я хочу, что бы и мои ученики хотели учиться, делали это успешно и с удовольствием. В этом и заключается моя педагогическая инициатива.




map