Организация учебной деятельности по изучению и сохранению фольклорных традиций



«Организация учебной деятельности

по изучению и сохранению фольклорных традиций»

Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель — это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе . особенно очевидна в наше время, когда утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, исчезает интерес к учебе и живому слову. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений.

« А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — писал А.С.Пушкин. Это золото является ключом для построения учебного процесса.

Программа начальной школы предусматривает изучение УНТ на уроках литературного чтения.

В 1 классе дети знакомятся с песенками, загадками, потешками, небылицами, сказкам.

Во втором классе работа усложняется, добавляются к ранее изученным жанрам, прибаутки, перевертыши, считалки, пословицы, сказки.

Продолжается работа по изучению фольклора и в 3, а в 4 классах ведущей темой становятся былины, на изучение которых отводится лишь 9 часов.

Этого, согласитесь, мало, но ведь это основной материал, на котором и. строилась народная педагогика, которая гарантировала создание семьи и воспитание полноценных членов крестьянской общины. Сегодня мы возвращаемся к. народной педагогике, целенаправленно пропагандирующей освоение культурных ценностей. Какие же это ценности? Что было важно для крестьянина?

Прежде всего, это — дом, большая, крепкая, дружная семья, которая совместными усилиями вырастит хлеб и обеспечит благополучие роду. Это рождает почтительное отношение к старшим, заботливое — к подрастающему поколению.

Что сегодня является реальным ориентиром человеческого поведения? Что применимо к начальной школе? Какие ценности наиболее актуальны сегодня?

Выделим самые важные:

Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно – нравственного начала,

Ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании,

Ценность родной земли, Родины,

Ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия,

Ценность здорового образа жизни.

Я стараюсь свою педагогическую деятельность, выстраивать так, чтобы основной запас ценностей к окончанию детьми начальной школы, был сформирован, в том числе и средствами фольклора.

Предлагаю познакомиться с использованием элементов фольклора на разных уроках.

Русский язык.

Произведения У.Н.Т. используются мною на многих этапах урока. Кроме этого я целенаправленно включаю фольклор во все виды работ:

• Словарная работа

Минутка чистописания.

Орфографическая пятиминутка,

Выборочный диктант,

Полный текстовой диктант,

Чаще всего идёт использование текстового материала фольклора.

Предлагаю рассмотреть работу с малыми жанрами фольклора на этапе всесторонней

проверки знаний, при приведении минутки чистописания на уроке по теме «Состав слова. Окончание»..

Вначале урока дети проговаривают чистоговорку, выделяю повторяющийся -звук; определяют какой буквой обозначим этот звук на письме. Письмо этой буквы. Далее работа строится с поговоркой.

Прочитайте

Какая буква пропущена? Далее запись поговорки с комментированием.

Какие слова в этой поговорке? Почему?

Что такое корень?

Выделите грамматическую основу.

Назовите словосочетание.

Каким членом предложения является слово ВОРОНЁНКА?

Дайте характеристику предложения.

Измените форму слова ВОРОНА. Что для этого надо сделать?

Прочитайте предложение, которое у нас получилось. Что увидели?

Что нужно сделать, чтобы слова в предложении были связаны по смыслу?

Прочитайте новое предложение. Получилось предложение?

Что мы сделали для того, чтобы получить предложение?

Зачем меняли окончание в словах?

Кто может сформулировать тему урока?

Работая с одной поговоркой мы, вместе с детьми повторили несколько разделов русского языка: орфография, морфология, морфемика, синтаксис. А ещё поговорка помогла детям самостоятельно сформулировать тему урока, что тоже немаловажно.

Вот ещё один вариант использования фольклора. Орфографическая пятиминутка.

Прочитайте пословицу.

Объясните смысл

Назовите слово с непроверяемой безударной гласной. Что это за слово?

Назовите пропущенную букву в каждом слове, подбирая проверочное слово.

К каждому слову из этой пословицы подберите антоним.

А теперь подберите синоним?

Опять, работая с одной поговоркой, мы повторили орфографию, лексику.

Литературное чтение.

На каждом уроке литературного чтения мною предусмотрена дыхательная . и артикуляционная гимнастика. К каждой теме подобраны соответствующие содержанию текстов скороговорки и чистоговорки, которые позволяют не только, подготовить’ дыхательный аппарат, но и способствуют подготовке к изучению нового материала.

Посмотрите, как строится работа с пословицами на примере произведения Л.Пантелеева «Честное слово»

Прочитайте пословицу. Объясните смысл.

Найдите и прочитайте такое место в рассказе, которое напоминает эту пословицу.

Прочитайте вторую пословицу. Объясните смысл.

Подумайте, можно ли её отнести к прочитанному рассказу. Обоснуйте свой ответ.

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Подберите пословицу, отражающую главную мысль произведения. Если дети не могут вспомнить или подобрать пословицу самостоятельно, тогда учитель предлагает се варианты, из которых нужно выбрать правильные и обосновать.

Прочитайте пословицы. Объясните смысл. Какая из них содержит главную мысль? Математика:

Жанр У.Н.Т. определяет форму проведения урока математики:

урок — сказка,

урок — загадка,

урок — считалка,

урок — перевертыш.

Сюжетная линия сказки помогает раскрыть тему урока,

Осуществляется решение задач на фольклорном материале.

Вот вариант использования пословицы на уроке математики.

— Сегодня девиз нашего урока: «Один за всех, и все за одного». Как понимаете смысл этой пословицы?

Какое число встретилось в пословице?

Назовите число, в котором количество ед. и количество десятков равно 1. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличьте его на 2 единицы.

Увеличьте в 2 раза.

Уменьшить на 1 десяток.

Превратите это число в другое, чтобы количество десятков было больше, чем количество ед.

А теперь, чтобы количество десятков было меньше, количество ед. (такого числа не)

Какое число лишнее? Почему?

Какие числа называются чётными? Нечётными?

— Какое число может быть лишним? Почему?

Какие числа называются однозначными? Двузначными?

— Обратите внимание на числовое выражение. Какого вида задачи можно составить поданному выражению?

На уроках окружающего мира дети знакомятся с народными приметами, праздниками, самостоятельно подбирают этот материал и делятся с одноклассниками, при проведении минутки календаря. Такая работа учит самостоятельности, расширяет кругозор, приобщает к национальной культуре.

Сегодня, 1 ноября.

А знаете ли вы, как в народе назывался ноябрь?

А знаете ли вы, какой сегодня день по народному календарю?

Какие приметы связаны с этим днём? А люди старшего поколения смогли бы ответить на этот вопрос. И учитель должен это знать.

Труд, изобразительное искусство:

В связи со своей специфичностью эти учебные дисциплины помогают проводить:

интегрированные уроки,

фольклорные праздники.

фольклорные экспедиции

Конечно, работая учителем в современной школе, мы строим свою работу не только на использовании фольклора. Наш педагогический опыт позволяет выбирать из многих методик лучшее, необходимое на данный момент для данного класса и даже ребёнка. Но именно произведениям устного народного творчества мы говорим спасибо за то, что они помогают воспитать гражданина, знающего свои корни.




map