Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьник



«Всё в твоих руках»(притча)

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня бабочка в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема выступления «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

Ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются

психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что такое комфорт?

— Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

 

К

— красота..

— качество

О

-органичность

-общение…

М

— мама..

Ф

— фантазия…

О

— отдых…

Р

— радость…

Т

— тепло,

творчество

 

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (Этимологический словарь Н.М. Шанский).

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

 

Психологическую комфортность мы понимаем, прежде всего, как снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Ученик не должен чувствовать себя в рамках школы постоянно оцениваемым, всё время контролируемым объектом. Главным должен быть процесс общения с учителем, а не отметка, выставляемая им.

Пути к достижению психологического комфорта в школе мы видим,

 

во- первых: в правильной организации учебного процесса. Урок должен быть так организован, чтобы ученик:

а) получал знания;

б) чувствовал свой рост;

в) уважал себя, как личность.

 

Во- вторых: большую роль в снятии стрессообразующих факторов мы видим в системе подготовки домашних заданий и контроля:

а) помимо постоянной тенденции к снижению объема задаваемого на дом материала, необходимо оказывать дополнительную помощь в приготовлении домашнего задания, одновременно ликвидируя пробелы в знаниях. Тем самым обеспечивается уверенность и психологическая комфортность ученика на следующем уроке;

б) максимум творческих заданий при необходимом минимуме рутинных;

в) использование особых технологий опроса, дающих возможность исключить стрессовое реакции учащихся при текущем контроле;

г) у ребёнка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности).

 

В- третьих: психологическая комфортность связана с учетом и развитием у ребенка реальных мотивов учения.

В- четвёртых: мы стремимся создавать такую атмосферу во взаимоотношениях ученика и учителя, в которой ученик чувствовал бы себя раскованно, стремился проявить свой творческий потенциал, развивал творческую активность. Создавая на уроке атмосферу сотрудничества, педагог достигает того, что у учащихся появляются не только прочные знания, но и удовлетворение своей учебной деятельностью и творчеством. Важно, чтобы у ребёнка возникала радость от того, что он умеет применять полученные знания.

Однако, психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы

 Дидактические игры как средство создания психологического комфорта на уроках

Мы на уроках дружно отвечаем,

От скуки носом не клюём,

Фразеологизмы изучаем,

Комфортно, весело живём!

Дидактические игры достаточно широко используются в начальной школе. В литературе в большей степени представлены дидактические игры, направленные, преимущественно, на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). И, конечно же, как способ обучения. Другой очень важный и существенный аспект дидактических игр — создание психологического комфорта на уроках. Дидактическая игра — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Необходимость использования дидактических игр определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения (многие дети в школу приносят игрушки).

Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идет медленно (многие дети не знают что такое «учиться»).

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов.

Формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму.

Создание психологического комфорта на уроках.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр.

1)игра-путешествие

2)игра-поручение;

По содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.

3)игра-предположение;

Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

4)игры-загадки;

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

5)игры-беседы.

 

Я вам предлагаю несколько дидактических игр:

«СЛОВА»

ИГРА

 

ЗАГАДКИ

Два щенка-баловника бегают, резвятся.

К шалунишкам три дружка с громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей?

 

Зайцы, соболи и белки бьют в литавры и тарелки,

Машет палочкой пингвин,

Гражданин полярных льдин.

С двух сторон ему еноты перелистывают ноты.

Сколько разных видов зверей вы насчитали?

 

Пять лодок было у причала,

Волна их весело качала.

Три лодки взяли рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала?

 

Пять щенков в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

 

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под ёлкой?

 

В снег упал Серёжа,

Зина и Антоша,

А за ними Лена, Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат.

 Организационный момент и домашнее задание, как важнейшие условия психологического комфорта

Есть на уроке один элемент-

Очень важный оргмомент.

Как урок свой ты начнешь,

Так его и проведешь.

Любой урок, любое занятие в школе начинается с организационного момента. Именно в начале урока мы настраиваем детей на работу. Каким должен быть организационный момент, чтобы ребята весь урок чувствовали себя комфортно?

а) В стихотворной форме:

       Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5».

 

       А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать.

 

б) Интеллектуальная разминка

Повторяем грамматику:

        Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (оно)

       Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (он-но)

        Какова форма множественного числа существительного человек? (люди)

        Какое числительное приказывает тереть? (три)

 

Забавные вопросы на догадку и сообразительность:

 

    Кто украл воробья?

    Куда исчезла картина?

    На каком дереве не растет слива ?

    Какую ноту знает осьминог?

    Кто прячется во мраке озера?

 

Вопросы по природоведению.

    Чем стрекочет кузнечик?

    Растет ли дерево зимой?

    Какое надоедливое насекомое «кровопийца» размножается так быстро, что, родившись утром, вечером уже становится бабушкой?

    Что можно получить из хвои сосны?

 

Ответьте на вопрос «сколько?»

    Сколько сантиметров в метре?

    Сколько тех, которые одного не ждут?

    Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?

    Сколько месяцев во времени года?

 

в) Эмоциональная разминка.

Поделись улыбкою своей.

— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

 

Развиваем эмоции.

— нахмуриться, как осенняя туча;

— испугаться, как заяц, увидевший волка;

— удивиться, как ребенок, который впервые увидел радугу.

 

Посмотри в окно.

— Попробуйте описать свои чувства, вызванные созерцанием природы.

 

Цвет и настроение.

— Нарисуй свое настроение и покажи цветом.

 

Минуты радости

— Закройте глаза. Вспомните, когда вам было радостно. Что вы почувствовали?

 

2. Домашнее задание.

Расширяют знания

Домашние задания.

Пиши сочинение или доклад,

Составь кроссворд или реферат.

Повышай активность и инициативность.

Домашнее задание- одно из важнейших условий психологического комфорта.

Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке должно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, самое трудное звено в учебно-воспитательном

процессе. Острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

    В первом классе — до 1 часа;

    Во втором классе — до 1,5 часа;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map