Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьник_64053



 «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»

Задачи:

рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников;

разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;

создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.

Оборудование:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Конвенция ООН о правах ребенка; закон РФ “Об образовании”, карточки для визуализации; маркеры; карточки для деления на группы; наглядные пособия для рефлексии; раздаточный материал “эмоционально-личностные особенности младших школьников”

План

1. Психологический настрой (“Все в твоих руках”)

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

3. Теоретический ввод:

освещение проблемы создания психологического комфорта младших школьников в нормативно-правовых документах  (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Конвенция ООН о правах ребенка: закон РФ “Об образовании”);

определение психологического комфорта;

принцип психологического комфорта.

4. Работа в группах:

деление на группы (метод “Классические тройки”);

разработка системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников (метод “Мозговой штурм”);

изучение эмоционально-личностных особенностей младших школьников и представление конкретных рекомендаций (метод “Проработка темы в группе”).

5. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке (из опыта работы учителей).

6. Рефлексия (“Все в твоих руках”).

Ход заседания

1. Психологический настрой “Все в твоих руках”.

(Притча)

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Тема заседания “Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке”.

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

— Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

К

— красота…

О

— органичность…

М

— мама…

Ф

— фантазия…

О

— отдых…

Р

— радость…

Т

— тепло…

3. Теоретический ввод

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; гдесоздаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (Этимологический словарь Н.М. Шанский).

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

4. Деление на группы (метод “Классические тройки”)

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась “классическая тройка”.

солнце – воздух – вода

мир – труд – май

красный – желтый – зеленый

ум – честь – совесть и т.п.

5. Эксперимент – отступление

Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается в группе.

Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы.

6. Разработка группами системы мер по созданию психологического комфорта (метод “Мозговой штурм”)

сбор идей (принимаем все идеи);

анализ идей;

оформление на карточках наиболее эффективных идей (карточки 200х50, маркер);

представление системы мер группой;

обсуждение и дополнение каждой группой.

7. Изучение в группах эмоционально-личностных особенностей детей, которые необходимо учитывать для создания атмосферы психологического комфорта (метод “Проработка темы в группе”).

На доске укреплены карточки – задания для групп:

Каждая группа снимает карточку, переворачивает и читает задание.

Задание группам:

1.

Неуверенность в себе

 

 

2.

Повышенная утомляемость

 

 

3.

Замедленность темпа деятельности

 

 

4.

Повышенная потребность во внимании

 

 

5.

Повышенная двигательная активность

6.

Трудности в переключении с одной деятельности на другую

Группы работают с раздаточным материалом: изучают эмоционально-личностные особенности младших школьников и конкретные рекомендации. Приветствуется дополнение рекомендаций из своего педагогического опыта.

После проработки темы группа представляет свой материал, используя карточки для визуализации.

8. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

(Выступление учителей из опыта работы).

9. Рефлексия (“Все в твоих руках”)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

 

Список литературы

1. Закон Российской Федерации “Об образовании” — М.: Издательство “Ось – 89”, 2001.

2. Конвенция ООН о правах ребенка – М.: Издательство “Рудомино”, 2001.

3. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. — №6. – с. 10-42.

4. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие. – Кемерово: Издательство обл ИУУ, 1999.

5. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. — №4.- с. 90-93.

6. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. – Москва, 1999.

7. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы (Проект) // Начальная школа: плюс – минус. – 2001.- №9. – С. 24-25; №10. – с. 20-22.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998, — С. 289.

9. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994. – С. 143.




map