Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами целевых программ док



Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами целевых программ

Содержание

1. Вступление

2. Модель организации внеурочной деятельности класса

2.1. Концептуальная основа программы внеурочной деятельности класса

2.2. Организационно-функциональная модель внеурочной деятельности

2.3. Формы, методы организации внеурочной деятельности

3. Результат.

Вступление.

В основу организации внеурочной деятельности положена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве основного компонента включена внеурочная деятельность, как требование ФГОСов.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу структуры занятий позволяет разнообразить формы взаимодействия учеников с учителем и друг с другом, обеспечивает успешную самореализацию ученика сначала в учёбе, а затем и в жизни: умение ставить перед собой цели, самостоятельно находить пути их достижения, умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её результаты, умение вырабатывать и реализовывать согласованное решение, работать в команде, обосновывать свою позицию и понимать позицию других и многое другое.

Содержательно программа внеурочной деятельности класса выстраивается по пяти направлениям развития личности:

духовно-нравственному;

спортивно-оздоровительному;

социальному;

общеинтеллектуальному;

общекультурному.

Принимая безоговорочно требования стандартов, мы, тем не менее, свободны в выборе концепций, форм, методов программ воспитания

2. Модель организации внеурочной деятельности класса

2.1. Концептуальная основа программы внеурочной деятельности класса

Программа внеурочной деятельности класса базируется на нескольких концептуальных идеях воспитания:

Теории множественности интеллекта (ТМИ) американского психолога Г. Гарднера, согласно которой каждый ребенок талантлив хотя бы в одном из восьми типов интеллекта:

-вербально-лингвистический;-логически-математический;-визуально-пространственный;-моторно-двигательный;-музыкально-ритмический;-межличностный;-внутриличностный;-натуралистический.

Теории природосообразности немецкого ученого и философа Рудольфа Штайнера, реализуемой вальдорфской школой, как системой образования, основанной на уважении к детству: Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Ее цель — развить (опираясь на возрастные особенности) природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Теории воспитательной системы формирования образа жизни достойного человека по программе Щурковой Н.Е., утверждающей «Истину», «Добро» и «Красоту», как три основы жизни достойного человека.

2.2. Организационно-функциональная модель внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе имеет трехчастную структуру и организуется с каждым учеником по направлениям:

Ученик (Я – личность)

Учитываются и развиваются индивидуальные способности каждого ребенка

Класс (Я – часть класса)

Прорабатываются социальные взаимоотношения в классе. Формируется коллектив

Школа (Я – часть школы)

Закладываются школьные традиции.

Создается преемственность от класса к классу

Данная структура позволяет решать следующие задачи:

Развивать и формировать морально-нравственные качества ребенка через творческую деятельность, позволяющую воспитывать личность, переживая и воспринимая различные художественные образы.

Формировать социально здоровое классное сообщество через совместную продуктивную деятельность, направленную на получение конкретного результата (продукта) при условии участия каждого члена данного сообщества

Формировать здоровое школьное сообщество, которое базируется на общности интересов учеников и учителей всей школы, объединенных совместной продуктивной деятельностью, эмоциональными переживаниями, заботой друг о друге.

2.3. Формы, методы организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в режиме учебного дня складывается из двух блоков -: утренний и развивающий.

Утренний блок. Ставит своей задачей здоровое начало учебного дня – активную совместную деятельность, направленную на достижение конкретного результата. В режиме нулевого урока организуется педагогом, исходя из целей и задач в данном классе, и может иметь следующую направленность.

Воспитательная деятельность

Беседы

Социальные упражнения

Совместные чтения

Творческая деятельность

Театр

Рецитация

Учебная деятельность

Развитие общеучебных навыков

Физическая деятельность

Ритмические упражнения

Развивающий блок. В рамках модели школы «полного дня» распространяется на вторую половину дня. Реализуется путем организации работы по направлениям:

Проектная работа

Над совместными проектами класса.

Над индивидуальными проектами

Творческие мастерские

Ремесленная.

Театральная.

Рукодельная.

Кружковая работа

Реализуется по пяти направлениям развития личности

В качестве примера рассмотрим организацию внеурочной деятельности в форме спецкурса для 2 класса: «Басни дедушки Крылова».

Организация внеурочной деятельности в форме спецкурса для 2 класса: «Басни дедушки Крылова».

Утренний блок.

Решается задача: развивать и формировать морально-нравственные качества ребенка через творческую деятельность, позволяющую воспитывать личность, переживая и воспринимая художественные образы басен.

Воспитательная деятельность

Совместные чтения басен

Обсуждение

Социальные упражнения

Творческая деятельность

Разыгрывание басен по ролям до запоминания

Учебная деятельность

Речевые упражнения

Физическая деятельность

Дыхательная гимнастика

Ритмические упражнения на координацию, равновесие и т.д.

Планирование утреннего блока в рамках пятидневной учебной недели

Понедельник

Вторник-пятница

1.Чтение басни

2.Обсуждение образов, характеров, поступков героев басни

3.Поиск движений, передающих эмоции героев басен

1. Упражнения на дыхание

2. Речевые упражнения

3. Ритмические упражнения

4. Разыгрывание известных басен

5. Разыгрывание новой басни

Развивающий блок.

Решается задача: формировать социально здоровое классное сообщество через совместную продуктивную деятельность, направленную на получение конкретного результата (продукта) при условии участия каждого члена данного сообщества

Проектная работа

Работа над содержанием индивидуальной книги басен

Творческие мастерские

Изготовление костюмов героев басен и декораций

Кружковая работа

Художественное оформление книги басен

Итогом спецкурса является спектакль и презентация проектной работы для учеников, учителей и родителей младшей школы. Благодаря ежегодному повторению подобных спецкурсов, решается задача: формировать здоровое школьное сообщество, которое базируется на общности интересов учеников и учителей, объединенных совместной продуктивной деятельностью, эмоциональными переживаниями, заботой друг о друге.

3. Результат.

Результатом — непосредственным итогом участия школьника в программе спецкурса в рамках трехчастной структуры организуемой по обозначенным направлениям является:

Ученик (Я – личность)

Развитие индивидуальных способностей ребенка в художественном, творческом, ремесленном направлениях

Формирование УУД. Познавательных: развитие творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии

Класс (Я – часть класса)

Проработка социальных взаимоотношений в классе через призму художественных образов, воздействующих на морально-нравственные качества учеников и совместную деятельность по подготовке спектакля

Формирование УУД. Коммуникативные: формирование компетенций о общении, включая ориентацию учащихся на умение слушать, вести диалог, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Школа (Я – часть школы)

Демонстрация готового продукта (спектакля, проекта) создает ситуацию преемственности от класса к классу, общности интересов

Повысить качество результата позволяет оценка эффективности данной формы работы по двум показателям:

Продуктивность деятельности:

1) знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел; 2) достижения обучающихся в культивируемых видах внеурочной деятельности. 

Удовлетворённость участников деятельности её организацией и результатами.






map