Организация внеурочной деятельности младших школьников



ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности — это организация пространства выбора, в результате которого создаются условия для индивидуального развития ребёнка.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

1.Выявить интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

2.Развивать опыт творческой деятельности, творческие способности;

3.Формировать УУД через внеурочную деятельность;

4.Развивать опыт неформального общения, взаимодействия,

сотрудничества.

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Принцип учёта потребностей обучающихся и их родителей;

2. Принцип преемственности (выбор направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе);

3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности (5 направлений, предложенных в стандартах);

4. Принцип учёта социокультурных особенностей школы, программы развития ;

5. Принцип учёта региональных разработок для организации внеурочной деятельности(1 класс-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; и здорового образа жизни, кружок «Учись учиться»-формирование УУД);

6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

7. Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности (кружки, студии ,клубы, мастерские, секции, общества и др.);

8. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности;

9. Принцип учёта возможностей учебно- методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

Содержание внеурочной деятельности складывается из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересов и потребностей обучающихся, запросов родителей.

Мы начали с системного анализа готовности школы к организации внеурочной деятельности , которые строится по следующей схеме:

выявление склонностей и потребностей учащихся младшей школы;

анализ дополнительных образовательных потребностей родителей;

изучение возможностей школы, ее внутренних и внешних условий;

анализ ресурсного обеспечения и материально-технической базы;

анализ занятости школы во второй половине дня .

Начали мы с выявления склонностей и потребностей учащихся младших классов, а также анализа дополнительных образовательных потребностей родителей, с этой целью в начале учебного года провели анкетирование родителей и предложили им самим выбрать направления внеурочной деятельности, которые совместно с ними смогли бы организовать в школе в рамках внеурочной деятельности. Так как у детей 6-8 лет слабо сформированы свои интересы, помочь определиться ребенку должен взрослый человек: педагог и родитель. Организация сотрудничества осуществлялась таким образом.

При самоопределении во внеурочной деятельности мы предлагаем родителям и детям:

1) анкетирование,

2) презентацию направлений, презентационного события, которые включали мастер-классы,

3) индивидуальные консультации,

4) размещение рекламной информации об организации внеурочной деятельности на стендах школы, на сайте ОУ,

5) Расписания уроков, внеурочных занятий.

В анкете для родителей представлены вопросы:1.Назовите, пожалуйста, три любимых занятия вашего ребёнка.

2.Какие игры предпочитает Ваш ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие?

3.Посещал ли Ваш ребенок кружки, секции? Укажите, какие.

4.В чем, по-вашему, талантлив Ваш ребёнок?

5.Какой кружок хотели бы Вы, чтобы посещал Ваш ребёнок?

6.Какую бы помощь Вы могли оказать школе в организации внеурочной деятельности?

7.Какие Ваши семейные увлечения?

Сопровождение родителей ведётся в направлениях:

1.Информационное;

2.Организационно-правовое;

3.Организационно-методическое;

4.Психологическое .

Информационное сопровождение: проведение родительских собраний, индивидуальное консультирование родителей по частным вопросам, связанным с введением ФГОС, размещение информации об организации внеурочной деятельности, расписания уроков, расписания внеурочных занятий на информационных стендах, сайте .

Организационно-правовое сопровождение: организация изучения ООП НОО родителями при приёме учащихся в 1класс; отражение информации об ознакомлении с ООП НОО в заявлении о приёме ребёнка в школу, оформление заявлениями выбора родителями направления и форм внеурочной деятельности, обсуждение перспектив взаимодействия школы и семьи, учащихся в процессе введения ФГОС.

Организационно-методическое сопровождение: организация участия родителей в творческой презентации результатов деятельности педагогов и учащихся, организация участия родителей в открытых мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия, привлечение родителей к посещению уроков, внеурочных занятий с последующим обсуждением.

Психологическое сопровождение: Исследование запроса родителей на содержание внеурочной деятельности, содержание коллективной игровой, проектной деятельности, консультирование родителей по вопросам, связанным с выбором направлений и форм внеурочной деятельности, организация мониторинга степени удовлетворённости родителей качеством организации урочной и внеурочной деятельности, организация исследования динамики уровня сформированности мотивации к сотрудничеству, уровня удовлетворённости процессом и результатами обучения и развития детей.

В нашей школе детям и родителям предложены все направления из Федерального государственного образовательного стандарта:

1.Спортивно-оздоровительное;

2. Художественно-эстетическое;

3.Проектная деятельность;

4.Научно-познавательное;

5.Военно-патриотическое.

1.Спортивно-оздоровительное представлено через курсы:

«Подвижные игры»;

«Дорожная азбука».

Цель этого направления: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического развития обучающихся; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом; формирование навыков здорового образа жизни.

2.Научно-познавательное направление:

«Умники и умницы»;

«Риторика»;

« В мире книг»;

« Развитие речи»;

« Информатика»;

« Смайлик».

Цель этого направления: воспитание, развитие и становление личности младших школьников на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, людям, себе.

3.Художественно-эстетическое направление:

« Умелые руки»;

Бисероплетение «Жемчужинка»;

« Природа и творчество»;

«Весёлые краски»;

«Танцевальный кружок «Лоза», «Хип-хоп»;

« Планета творчества»;

Хор «Творчество».

Цель этого направления: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о формах поведения в обществе и т.д) , понимания социальной реальности и повседневной жизни, развитие творческих способностей.

4.Военно-патриотическое направление:

« Моё Прикамье»;

« Музейная педагогика».

Цель этого направления: воспитание любви к родному краю, стране, воспитание гражданственности.

5.Проектная деятельность:

« Я-исследователь»;

«Всё узнаю- всё смогу;

«Проектная деятельность».

Цель этого направления: развитие умения проектировать свою деятельность. Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования, защиту исследовательских и проектных работ

Детей организуем в смешанные группы из классов одной параллели, сделавших одинаковый выбор.

Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям, проведению для них выставки, открытых занятий и начало работы в технологии Портфолио .

В результате у каждого ученика 1-3 класса создан индивидуальный учебный план внеурочной деятельности, который корректируется 1 раз в триместр.

Ожидаемые результаты:

1.Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности.

2.Развитие способностей ,участие в различных конкурсах.

3. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

4. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

5. Приобретение школьником социальных знаний, приобретение опыта самостоятельного социального действия.

6.Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы:

1. Собственные ресурсы образовательного учреждения (учителя начальных классов, учителя-предметники);

2.Привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования).

Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности. (Индивидуальная программа внеурочной деятельности), мониторинг посещаемости детей кружков, секций, участие в различных конкурсах, мероприятиях (подводятся итоги в рейтинге класса), личностные и метапредметные результаты в Портфолио ученика.




map