Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС



Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Художественно -эстетическая деятельность

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

Стержневой основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно-прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога — воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Рекомендуются следующие формы организации художественно-эстетической деятельности: кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью», лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества, домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре, художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

С целью реализации данного направления с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан можно предложить следующие курсы: «Терапия творчества», «Кукольный театр», «В мире музыки народов Башкортостана», «В мире танца народов Башкортостана», «Художественные промыслы народов Башкортостана», «Музыкальные традиции моего народа», «Сказки народов Башкортостана» и т.д.

Научно-познавательная деятельность

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.

Приобретение младшими школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений народов Республики Башкортостан.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу младших школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. При обсуждении такой информации наиболее эффективными могут стать групповые дискуссии.

Например, в рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке, детского отделения клинической больницы и т.д. В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар жителям и ученикам.

Рекомендуются следующие формы организации научно-познавательной деятельности: познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии», кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика», олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный юту! «Что? Где? Когда?». Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

С целью реализации данного направления с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан можно предложить следующие курсы: «Начальное техническое творчество», «Я познаю Башкортостан» «Памятные, места моей республики» «Памятные места моего города», «Природа родного края», «Путешествие в прошлое «Башкортостана» и т.д. Военно-патриотическая деятельность

Военно-патриотическое воспитание в ОУ представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирование и развитие у детей преданности России и Башкортостану и гордости за свою Родину.

Стремление младших школьников быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению в российских Вооруженных силах должно быть поддержано и реализовано в рамках реализации внеурочной деятельности по данному направлению в самых разнообразных видах деятельности: пропедевтические курсы по ОБЖ, учебно-познавательные маршруты, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотры фильмов и спектаклей военно-патриотической направленности, военно-тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунки, фотографии и др.), военно-спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.), шефство, смотры, месячники оборонно-массовой работы, вахта памяти и др.

С целью реализации данного направления с учетом этнокультурных

особенностей Республики Башкортостан можно предложить следующие курсы: «Башкортостан — моя малая Родина», «Следопыт родного края», «Музеи моего города», «Семейный архив», «Шэжэре байрамы», «По страницам истории родного края» и т.д.

Общественно -полезная деятельность

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в делом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно-потребностную сферу младшего школьника.

Особое внимание необходимо обратить на нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе. Согласно п. 14 ст. 50, права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников ФЗ «Об образовании» (с изменениями от 17.12.09 №313-Ф3) «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Аналогичная норма закреплена в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19.03.01 №196, согласно которому общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Следовательно, при создании ООП НОО ОУ необходимо учитывать требования ФГОС НОО нового поколения, где общественно-полезная деятельность младших школьников является одним из приоритетных направлений.

Рекомендуются следующие формы организации общественно-полезной деятельности: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы, коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты и др.

С целью реализации данного направления с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан можно предложить следующие курсы: «Горжусь тобой, моя школа», «Город мастеров», «Все работы хороши». «Тимуровцы Башкортостана», «Башкортостан без наркотиков» и т.д.

Проектная деятельность

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) младших школьников, а также для презентации результатов проекта (проектов).

Каждый обучающийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год, поэтому в разных группах обучающимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом. В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания и учебные действия.

Рекомендуются следующие виды проектов: создание сборника пословиц, поговорок, загадок; викторины; сочинения собственных произведений; кон-

курс математических игр, энциклопедия математически; космонавты России; компьютеры вокруг нас; что можно сделать с мусором; кем я хочу быть; великие изобретения и т.д.

С целью реализации данного направления с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан можно предложить следующие проекты: устное народное творчество народов Башкортостана, сказки моего народа, осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы природы в творчестве народов моего края, мои земляки в истории России, мои земляки в культуре России.






map