Организационные формы содержание и методы проведения внеклассной работы по Окружающему



ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ».

1. Система организационных форм внеклассной работы

В практике работы школы сложилась определенная систем организационных форм внеклассной работы по природоведению.

Индивидуальная форма — это работа с отдельными учащимися, интересующимися изучением и познанием природы. Учителя осуществляют ее в процессе бесед, советов. Отдельным учащимся рекомендуют литературу, привлекают их к проведению опытов, помогают оформлять первые записи в рабочих тетрадях.

Групповая форма — это работа с постоянной группой учащихся (кружки, клубы), интересующихся природоведением в течение определенного отрезка времени (год — два).

Массовые формы — праздники, сборы, устные журналы, беседы, работа с природоведческой литературой и др. Их характерной особенностью является общественно полезная направленность, огромное воспитательное воздействие, участие большого числа учащихся. Перечисленные формы внеклассной работы тесно связаны между собой, они дополняют и совершенствуют друг друга.

Интерес к работе часто возникает при выполнении индивидуальной работы по заданию или рекомендации учителя. Выполнив одно — два задания, учащиеся просят дать им еще работы. И если в классе окажется несколько таких ребят, то они объединятся в кружки или клубы,

В свою очередь кружки или клубы могут стать организационными центрами массовых внеклассных мероприятий, так как для их успешного проведения необходимо разнообразная подготовительная работы, вовлечение большого количества учащихся.

Часто бывает так, что после проведения массовых внеклассных мероприятий у учащихся появляется желание продолжить начатую работу, подробней изучить то, что вызвало интерес, то есть массовые мероприятия могут служить толчком для начала групповой или индивидуальной работы. Выбор конкретной формы внеклассной работы зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов учителя и местных условий.

Внеклассная работа разнообразна не только по организационным формам, по содержанию, методам проведения. Это прежде всего, связано с тем, что содержание внеклассной работы не является постоянным из года в год, так как обязательных единых программ занятий нет, они могут меняться в зависимости от класса, интересов и запросов учащихся, природного окружения школы, условий сезона, наличия помещения и оборудования.

Приведу примерный перечень работ, которые выборочно могут быть привлечены учителями начальных классов для практического использования во внеклассной работе:

проведение наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, трудов людей, вызвавшими повышенный интерес учащихся и направленными на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие города, к местам добычи полезных ископаемых, на поля, фермы и др. с последующим оформление собранных материалов;

внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы, журнала «Юный натуралист», детских газет (статьи природоведческого содержания);

организация уголка живой природы, проведение опытов и наблюдений за растениями и животными (активно могут проводиться в зимний период), а также наблюдений и опытов на пришкольном участке;

просмотр кинофильмов природоведческого содержания;

знакомство с выставками достижений народного хозяйства (области, района);

проведение праздников, утренников, КВН, устных журналов на приро-доведческую тематику;

ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами или зверофермами;

беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека растений и животных;

обзоры детской научно популярной литературы, новинок природоведческих материалов детских журналов и газет;

общественно полезная природоохранительная работа: охрана зеленых насаждений, посадка и уход за деревьями и кустарниками, сбор семян и плодов дикорастущих и культурных растений, борьба с вредителями и сорняками полей, огородов, садов, лесов, охрана полезных животных и др.;

посильная работа по оборудованию и оформлению классов-кабинетов природоведения, краеведческих уголков, музея школы, экспозиций, выставок;

изготовление простейших наглядных пособий из природных материалов, организация выставок работ учащихся;

работа по сбору материалов для выпуска стенгазет, альбомов, оформлению природоведческих уголков;

выпуск стенгазет, информационных уголков « Это интересно знать», «Читай о природе», «Наши наблюдения за природой»;

подбор литературы для оформления стенда или уголка новинок, литературы для дополнительного чтения но темам внеклассных занятий;

вовлечение учащихся в работу станций юных натуралистов, конкурсов и экспедиций.

Содержание внеклассной природоведческой работы реализуется посредством различных методов и приёмов, которые использует учитель, вовлекая учащихся в разнообразные виды деятельности.

Успех внеклассной работы, её результативность будет зависеть от подбора материала к каждому занятию, плана его построения и методики проведения, активного участия учащихся и от того положения, какое будет занимать каждое отдельное занятие в общей системе внеклассной природоведческой работы.

2. Индивидуальная внеклассная работа

Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Она включает в себя конкретные задания отдельным учащимся, проявляющими особый интерес к природе. Это могут быть задания по уходу за растениями в классе или на учебно-опытном участке, животными в уголке живой природы или дома, подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов, проведение индивидуальных наблюдений вне школьной программы, постановка простейших опытов дома.

Интерес к внеклассной работе возникает у детей на уроке. Интересный, эмоциональный урок формирует стремление к более глубокому изучению предмета. Возникают многочисленные вопросы, ответы на которые ученики могут получить на различных внеклассных занятиях. С этой целью учитель даёт задания: провести наблюдения, собрать разнообразный природный материал, подобрать открытки, марки, рисунки по определённым темам, оформить альбомы, а из природных элементов — коллекции, гербарии. С большим увлечением дети занимаются сбором пословиц. Загадок, поговорок, стихов для яркой характеристики природных явлений.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы является чтение дома о природе. Задача учителя — приучить школьников к самостоятельному чтению такой литературы. Ответы на многие вопросы, связанные с жизнью природы, дети находят в замечательных произведениях В.Бианки, Н. Плавилыцикова, Г. Скребницкого, Е.Чарушина, И.Соколова — Никитина, М. Пришвина и многих других детских писателей. Эти авторы раскроют перед учащимися увлекательный мир живой природы, будут способствовать воспитанию бережного отношения и любви к растениям и животным. В этом виде работы организующая роль учителя бесспорна.

На уроках окружающего мира учитель может посоветовать школьникам прочитать ту или иную книгу, более полно раскрывающую особенности изучаемого материала или явления. Для популяризации внеклассного чтения книг о природе можно использовать такие мероприятия, как утренники, посвященные творчеству писателя устные журналы по страницам произведений о природе, тематические сборы, классные часы и др. Важно, чтобы учитель руководил детским чтением, оказывал помощь учащимся в выборе книг с учетом индивидуальных интересов каждого, помогал разобраться в прочитанном.

Таким образом, в индивидуальной внеклассной работе по окружающему миру необходимо учитывать интересы школьников, объединять их в соответствии с ин-тересами в группе, а затем организовывать групповые и массовые виды внеклассной работы. Индивидуальная работа позволяет каждому найти свое место в общем, деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

3. Групповая внеклассная работа

Групповая работа по природоведению объединяет в себя учащихся со сходными интересами и склонностями. Самым распространенным видом групповой внеклассной работы по окружающему миру является организация кружков юных любителей природы (юных натуралистов).

Кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки. В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми.

В процессе проведенной индивидуальной и массовой внеклассной работы создаются группы учащихся, которые с большим удовольствие выполняют отдельные поручения, например: осуществляют уход за комнатными растениями, ведут работу в живом уголке, ухаживают за растениями на пришкольном участке, делают наглядные пособия, кормушки для птиц, птичьи домики, оформляют гербарии, коллекции и прочее. В процессе работы выявляются интересы, определенные склонности детей. Из состава этой группы формируется актив, на который учитель может опираться в своей многогранной работе. Боле прочные группы с едиными задачами могут перерасти в кружки. Кружок — добровольная организация. Желательно, чтобы кружки юннатов были организованы по параллелям классов: отдельно для учащихся 2-4 классов. Количество членов кружка не должно превышать 15-20 человек, в противном: случае ими трудно управлять.

Кружок должен работать по плану, в котором необходимо предусмотреть как общие темы по календарным срокам, так и вытекающие из них групповые и индивидуальные задания членам кружка. В организации работы кружка должны быть учтены индивидуальные возможности и склонности учащихся. Учитель должен предусмотреть форму отчетности по общей теме, индивидуальным и групповым заданиям.

Занятия кружка организуются один раз в неделю.

Кружок может работать в течение года по общей теме «Времена года», но при этом изучаемый материал не дублирует школьной программы, а дополняет и расширяет ее. Главная задача — расширить и углубить полученные учащимися на уроках задания о взаимосвязи предметов и явлений природы, влиянии неживой природы на жизнь растений и животных, уделить существенное внимание проведению самостоятельных наблюдений в природе.

Исходя из общей темы занятий кружка можно сформировать следующие подтемы: «Растения осенью», «Подготовка растений и животных к зиме», «Куда улетают птицы», «Жизнь под снегом», «Пробуждение жизни» и т.п. Учитель может организовывать внеклассное чтение соответствующей литературы по подтемам, проведение наблюдений в природе и ведение фенологических дневников, экскурсии, конкурс детского рисунка, весенние посадки растений на территории школы, охрану определенных природных участков, выпуск радиогазет и др. Заключительная тема работы кружка «Охрана природы», на занятиях которого школьники знакомятся с целым рядом мероприятий по охране природы в нашей стране, а также подводят итоги всей природоохранительной деятельности за год.

Основной темой работы кружка «Юных натуралистов» в четвертом классе может быть тема «Люблю тебя, мой край родной, хочу узнать тебя поближе», где основное внимание уделяется изучению природы родного края по следующим подтемам: «Растения нашего края», «Звери и птицы нашей местности» и т.п. Все эти подтемы могут иметь природоохранительную направленность, поэтому в плане работы кружка необходимо предусмотреть практические дела юннатов по охране природы.

В работе кружков можно использовать различные формы и методы наблюдения, опыты, беседы, тематические просмотры кинофильмов, экскурсий, практические работы, обсуждение прочитанных книг и др. Собранный в ходе работы материал должен быть соответственно оформлен и использоваться в учебном процессе.

Члены кружка обычно являются организаторами и активными участниками массовых внеклассных мероприятий.

4. Массовая внеклассная работа

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственно красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. К массовым мероприятиям относятся: день леса, день птиц, день урожая, коллективный походы за грибами, сбор лекарственных трав, экскурсии, различного рода утренники, вечера, посещение музеев, зоопарка, ботанического сада, тематические просмотры научно популярных и художественных фильмов о природе и их обсуждение, читательские конференции.

Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник цветов», «Экологическая неделя» и др.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувства приобщения к жизни страны. Широко используются

конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор при родного материала для выставок (лекарственные растения, семена и плоды), участие в озеленительных работах на территории школы и местного населённого пункта и т.д. Вся такого рода подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором необходимо подвести итоги проделанной работы школьников. Все натуралистические кампании должны иметь природоохранительную направленность. Значение массовых мероприятий трудно переоценить.

Во — первых, во время их проведения решаются многочисленные познавательные, воспитательные и развивающие задачи.

Во-вторых, они осуществляются коллективно, а все лучшие черты детей формируются в школьном коллективе. Воспитание через коллектив, воздействие коллектива на отдельных учеников исключительно велико. Оно обеспечивает разнообразные формы воздействия, особенно сильно влияет на эмоциональный подъем всего коллектива. У детей появляется желание принять участие в том или ином мероприятии, например походе за грибами в начале осени.

В-третьих, каждое массовое мероприятие — это привитие навыков норм поведения, которые трудно развиваются в обыденной жизни.

Во время массовых мероприятий недисциплинированный ученик считает выполнение правил естественным, не подлежащим обсуждению и сомнению, так как от выполнения задания зависит успех коллективного дела.

Таким образом, важнейшее значение массовых внеклассных мероприятий

состоит в том, что они являются мощным средством организации детей, способствующим воспитанию ответственности за порученное дело.

Однако в проведении массовых мероприятий имеется много «подводных камней», которые необходимо учесть при их подготовке. Прежде всего успех массовых мероприятий зависит от глубокой продуманности и умелой организации.

Массовые мероприятия должны быть спланированы на весь четырехлетний срок обучения детей в начальных классах. В плане необходимо указать доли участия класса в каждом мероприятии. Каждое из мероприятий — сложный и многообразный вид работы. Перед ним ставятся определенные учебно- воспитательные задачи.

5. Экологическая направленность внеклассной работы в начальной школе

Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания, и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. Знания, переведённые в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков ( совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков ) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа — это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу — значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планета основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования элементарных экологический понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, необходимо экологическое просвещение.

Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план — без этого невозможна жизнь Человека. В тоже время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей.

Вместе с тем в общепринятой программе курса природоведения в начальной школе эти аспекты представлены отдельными фрагментами и носят ортодоксальный характер. Кроме того, в уроках акценты смещены в сторону фактических знаний, и в их содержание не заложен воспитательный подход. Мне видится, что реализовать его можно в системе занимательных внеклассных занятий. Здесь ребенок раскрепощен, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность почувствовать созданную ситуацию, в которой он не может не разить своего отношения, и получает импульс к формированию себя как гуманной личности. При этом важно не только доброе и непотребительское отношение к окружающему миру, но, в не меньшей мере, и осознание себя как часть природы и бережного отношения к своему здоровью.

Общение с природой воспитывает гуманное отношение к живым существам, проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании помочь животному и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется в единстве с развитием эстетического наслаждения природой. Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.

Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образными примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного развития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа — вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности. Он писал: «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

6. Система проведения экскурсий в начальной школе

Характерной особенность природоведческих экскурсий является непосредственное соприкосновение детей с природой. При планировании экскурсий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а так же природное окружение школы, экономическое и культурное развитие района, города, села.

Поскольку экскурсия является составной часть системы занятий на воздухе, проводят в группах продленного дня один раз в неделю продолжительностью 2 — 2 ,5 часа и протяженность маршрута 2-3 км.

На экскурсиях преобладает двигательная и игровая деятельность учащихся, а в некоторых случаях используется и их трудовая деятельность.

Каждая экскурсия складывается из трех основных этапов: подготовка, ведение и закрепление.

Успех любой экскурсии в значительной мере зависит от организационной подготовки учителя и учащихся. Заранее необходимо сделать следующее:

Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально проблемно, что позволит сразу заинтересовать учащихся. Например, «Что в лесу растет и кто в лесу живет ?», «Аптека в лесу», «Дары леса», «Зимний лес полон чудес», «Путешествие письма» и др.

Определить цель, задачи и составить предварительный план.

Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности учащихся.

Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала отобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

Спланировать организационный формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения, сбор природного материала), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как ценить их воспитанность и дисциплинированность.

Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема и цель экскурсии. Оговаривается, что надо с собой взять, как одеться, полезно познакомить учащихся с памяткой поведения в природе. Отдельные учащиеся готовят задания: приготовить сообщение, выучить загадки, стихи, организовать историку, провести игру и пр.

Каждая экскурсия начинается с построения — это хорошо дисциплинирует детей. Проверив по списку общее количество учащихся, обратить внимание на их одежду и обувь, К месту экскурсии дети идут колонной по два человека с направляющим впереди и замыкающим позади.

При проведении природоведческих экскурсий ведущим методом становится наблюдение объектов, предметов, явлений и руководящее слово учителя.

В ходе экскурсии необходимо постоянно обогащать внимание детей на красоту окружающей природы, подчеркивать необходимость бережного отношения к ней. Все явления природы рассматриваются в тесной взаимосвязи и развитии, что помогает заложить у учащихся ростки экологического воспитания. Более эмоциональному восприятию способствует чтение стихов.

Подведение итогов экскурсии проводится обычно в виде обобщающей беседы. Это необходимо для того, чтобы ребята правильно истолковали отдельные явления природы. Поэтому при закреплении материала воспитатель отвечает на все вопросы детей, выясняет, все ли дети правильно восприняли материал. Закрепление экскурсии будет продолжаться на следующих внеклассных занятиях в виде небольших сообщений, демонстрации рисунков, поделок, коллекций, альбомов.






map