ОРКСЭ 4 класс Тема Дружба



План конспекта урока по курсу ОРКСЭ

на тему: «Дружба»

(Программа Школа России. Урок 14 стр. 32-33)

Выполнила: Каканова Д.А.

Цель урока:  формирование у младших школьников  понятий  «друг», «дружба», «отличительные черты дружбы».

Задачи урока:

— развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества

— показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. 

— воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

Здравствуйте. Садитесь, проверти свою готовность к урок.

Актуализация знаний

Ребята, чтобы узнать, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке, давайте послушаем композицию «Если с другом вышел в путь»

О чем эта песня?

Что говорится о друзьях в этой песне?

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(Текст песни можно раздать учащимся) Приложение 1

О друзьях,

одружбе…

Сообщение темы и целей урока

Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о дружбе. Чтобы узнать что еще нового и интересного мы узнаем, давай обратимся учебнику на стр .32 к условному обозначению «Вы узнаете». И так, что сегодня нам предстоит узнать?

Молодцы, слушаем внимательно и работаем активно, так как сегодня по ходу урока мы будем заполнять таблицу. (Приложение 2). Посмотрите на таблицу. Какие графы нам нужно будет заполнить?

Мы узнаем, какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба и чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Учащиеся смотрят на таблицу и отвечают, какие графы по ходу урока будут заполнять.

Работа с учебником

Мы с вами познакомились с темой нашего урока, узнали какие задачи стоят перед нами, а сейчас давайте обратимся к статье учебника и прочитаем, какие бывают отношения.

Скажите, какие бывают отношения между людьми?

Какие отношения называются родственными? Служебными?

Скажите, какую графу мы можем заполнить? Что напишем?

Заполняем. Проверим, что вы написали.

Правильно, а теперь скажите, может ли человек быть одиноким, имея какие либо из этих отношений? Почему?

Мы с вами выяснили, какие отношения бывают между людьми и установили, что даже если человек состоит в каких либо отношениях он может быть одинок, так как у него нет друзей. Давайте снова обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружа.

Что же такое дружа?

Какую графу можем заполнить? Что напишем?

Проверяем. Что написали?

Какие правила нужно соблюдать, чтобы дружба была прочная?

А какие еще условия, по вашему мнению, необходимо соблюдать?

И так, прежде чем мы продолжим, скажите мне еще раз, что мы с вами нового узнали?

Один ученик читает первый абзац.

Родственные, служебные, между учителем и учениками, между одноклассниками, соседские, и др.

Первую. Какие бывают отношения.

Родственные, служебные, соседские.

да, если у него нет друзей.

Один ученик читает второй абзац

Это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Это забота друг о друге, готовность придти на помощь, не требуя ничего взамен.

Напишем определение дружбы.

Уважение друг к другу,

умение признавать свои ошибки.

Рассуждения детей.

Мы узнали, какие бывают отношения, что такое дружба и какие правила необходимо соблюдать, что бы дружба была прочная.

Устная работа

Молодцы, а сейчас мы с вами, на примере рассказа В. Осеевой «Синие листья» посмотри на отношения двух девочек. слушайте внимательно, так как после прослушивания рассказа вы должны будете ответить мне на вопрос, есть ли дружба между девочками и по возможности дополнить условия, которые необходимо соблюдать.

— Как звали девочек?

— У кого было 2 зеленых карандаша?

— Можно ли назвать поступок Кати дружеским? Почему?

— Почему Лена не взяла карандаш?

— Что сказал учитель?

— Хотите ли вы дополнить наши условия?

Скажите, а какие отличительные черты дружбы вы можете назвать?

Чтобы узнать отличительные черты дружбы, давайте вновь обратимся к учебнику.

Дети слушают рассказ В. Осеевой «Синие листья».

Катя и Лена

У Кати

Нет, потому что она не захотела поделиться карандашами.

«Надо так давать, чтобы можно было взять»

Дополнения детей

Предположения детей

Работа с учебником

Давайте прочитаем первую отличительную черту дружбы.

О какой черте узнали?

Что вы можете сказать о ней?

Какую графу можем заполнить? Что напишем?

Как вы понимаете смысл пословицы: «Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты»?

Узнаем о следующей отличительной черте дружбы, прочитав следующий абзац.

О какой черте узнали?

Что такое бескорыстность?

Заполним следующую графу. Что написали?

А сейчас давайте узнаем о еще одной черте дружбы.

Назовите ее?

Что можете сказать об этой черте?

Самостоятельно заполните последнюю графу таблицы.

Мы с вами узнали много нового и интересного, но, как, же выбрать себе друга? Как выяснить настоящий ли у тебя друг, ведь не будешь же ты устраивать проверку?

Для того чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы вновь обращаемся к учебнику. Каждый самостоятельно дочитайте статью учебника и постарайтесь найти ответы на эти вопросы.

Что можете ответить на поставленные вопросы?

Один ученик читает третий абзац учебника.

Избирательность

Что человеку не обязательно дружить с соседями и одноклассниками, достаточно просто хорошо к ним относится, а вот друзей человек выбирает сам.

Избирательность

Рассуждения детей.

Один ученик читает следующий абзац.

Бескорыстность.

Отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

Бескорыстность

Один ученик читает следующий абзац.

Взаимная симпатия и общность интересов.

Это люди близкие по духу, поведению и увлечениям.

Нет, различия есть, они обогащают дружбу.

Избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия и общность интересов.

Учащиеся самостоятельно дочитывают статью

Надежно дружить с хорошим и добрым человеком, на которого можно положиться.

Работа с пословицами

А сейчас, давайте посмотрим, что говорили о дружбе великие мыслители, обратимся к учебнику на стр. 33

Прочитайте высказывание Аддисона.

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Прочитайте высказывание Сенеки.

Как понимаете смысл его слов?

А какие вы знаете пословицы и поговорки или быть может высказывания?

Как много нового мы узнали, а теперь мы с вами узнали, что говорили о дружбе великие мыслители, вспомнили пословицы и поговорки, которые были нам уже известны, а сейчас давайте поработаем в парах.

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдании делит пополам.

Рассуждения детей.

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Рассуждения детей.

Рассуждения детей.

Работа в парах (с иллюстрацией)

Сейчас мы с вами устно попробуем составить небольшой текст по иллюстрациям. Сначала рассказывает один, затем второй. Работаем с иллюстрациями на странице 32.

После работы учитель спрашивает 2-3х желающих.

Молодцы, вы хорошо поработали в парах, а сейчас давайте обратимся к иллюстрации на стр 33. Что на ней изображено?

Правильно, скажите, а если вспомнить тему нашего урока, что можно сказать, глядя на картинку?

Конечно, ведь другом человеку может быть и животное.

А сейчас чтобы закрепить, полученные знания, проведем небольшую самостоятельную работу.

Учащиеся устно составляют рассказ.

Девочка и собака

Дружба может быть не только между людьми, но и между человеком и животным.

Закрепление. Самостоятельная работа

— Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?  

-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?

— Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

А сейчас, в завершении нашего урока я хочу попросить вас написать небольшое сочинение (7-10 предл.). Напишите о своих друзьях, и объясните, почему ваши отношения можно назвать дружбой. Быть может кто-то из вас, после сегодняшнего урока пересмотрел свое отношение к дружбе, усомнился в своих друзьях, тогда напишите, о том, какого друга вы хотели бы иметь.

Ответы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов.

И в завершение урока давайте подведем итоги. Какие отношения бывают между людьми? Что такое дружба? Какие отличительные черты дружбы вы знаете? Какого человека можно назвать другом?

Ответы учащихся.

Задание на дом Оценивание.

сссс Вместе с родителями или друзьями най найдите и разучите песенки о дружбе «Вот что что значит настоящий, верный друг»,

«Ко «Когда мои друзья со мной»

н

Приложение 1

«Если с другом вышел в путь»

Если с другом вышел в путьВеселей дорога Без друзей меня чуть-чутьА с друзьями многоЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мнойЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мной

Там где трудно одномуСправлюсь вместе с вамиГде чего то не поймуРазберем с друзьямиЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мнойЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мной

На медведя я друзьяВыйду без испугаЕсли с другом буду яА медведь без другаЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мнойЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мной

Если с другом вышел в путьВеселей дорогаБез друзей меня чуть-чутьА с друзьями многоЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мной

Что мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мной

Что мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мной

Что мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мной

Приложение 2

Отношения между людьми бывают:

Дружба –

Отличительные черты дружбы:




map