ОРКСЭ Альтруизм и эгоизм



ГБОУ школа-интернат №16 г. Москвы

Учитель: Ананьева Наталья Юрьевна

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Светская этика

Урок № 13

Тема: Альтруизм и эгоизм

Цели урока: познакомить учащихся понятиямиальтруизм и эгоизм; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.

Задачи урока:

Ознакомление уч-ся с основными понятиями, терминологией.

Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.

Этапы урока

Содержание занятия

Ожидаемый результат

1.Организационный момент

(2мин)

Монолог учителя

Мотивация к учебной деятельности

Концентрация внимания

2.Постановка темы и цели урока.

(5мин)

Учебный диалог,

беседа

Формулировка учащимися темы урока.

3.Работа по теме урока

(10мин)

Учебный диалог Работа с новым понятийным аппаратом:

Альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм.

Готовность к восприятию нового материала Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

Сформированность представлений по теме урока

5. Физкультминутка (3 мин)

Здоровьесбережение

5.Закрепление изученного(10 мин)

Работа в группах

-обсуждение результатов работы групп

Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

Закрепить общеучебные умения и навыки на материале этого урока

6. Самостоятельная работа (7 мин)

Тест

Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы. Умение работать с понятийным аппаратом.

7. Итог урока(5 мин)

Подведение итогов урока

Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.

8. Рефлексия (3 мин)

Рефлексия

Заряд положительных эмоций.

Ход урока:

Орг.момент.

(Проверка готовности к уроку)

Постановка темы и цели урока.

— Послушайте фрагменты сказки Валентина Катаева «Цветик-Семицветик» и скажите, о чем сегодня пойдет речь.

(Приложение 1)

— Как вы думаете чему посвящен наш урок?

(Ответы детей)

— Правильно сегодня мы поговорим и обсудим, как называют людей думающих только о себе и своих потребностях и о людях ставящих интересы других на первое место.

Работа по теме урока.

Работа в учебнике.

— Кто из вас знает, как называют таких людей?

(Ответы детей)

— Прочитайте в учебнике на стр. 30 – 31

Альтруист – это нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

Эгоист – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

— Приведите примеры из жизни.

Работа в группах.

— Задания группам, объясните:

1) Чего хочет альтруист?

2) Почему люди совершают альтруистические поступки?

3) Какие альтруистические поступки может совершить человек?

4) Чего хочет эгоист?

5) Почему люди совершают эгоистические поступки?

6) Какие эгоистические поступки может совершить человек?

Работа над понятиями.

Волонтер – человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью.

Крайний эгоизм – проявляется в виде самомнения, неуважения к другим людям, пренебрежения их достоинством и правами.

Разумный эгоизм – способность человека, преследуя свои интересы, способствовать общему благу.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Задания для групп. Найти различные способы поведения эгоиста и альтруиста в той или иной ситуации.

1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка …

2. У кого-то тяжело заболел близкий человек …

3. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками …

Презентация работ (разыграть не большую сценку)

Самостоятельная работа.

Тест (Приложение 2)

Итог урока.

— О чем шла речь на уроке?

— С какой целью мы вели разговор об альтруизме и эгоизме?

— Что вы взяли лично для себя из этого урока?

— Теперь я знаю, что «альтруизм» — это значит …

— Теперь я знаю, что «эгоизм» — это значит …

— Завершая урок , хочу чтобы вы еще чуть – чуть поразмышляли:

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— Желаю, чтобы кормили только правильного волка.

Рефлексия.

Договори предложение:

Мне на уроке было …

Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….

Я узнал, что …

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1 фрагмент.

Женя обиделась на мальчишек и решила больше с ними не водиться, а пошла водиться с девочками на другой двор. Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У одной коляска, у другой мячик, у третьей прыгалка, у четвертой трехколесный велосипед, а у одной – говорящая большая кукла в кукольныхкалошках и в кукольной соломенной шляпке. Женю взяла досада. От зависти даже глаза у нее стали желтые, как у козы.

Альтруизм и эгоизм картинки

“Ну, – думает Женя, – я сейчас вам покажу, у кого игрушки!” Вынула цветик-семицветик, оранжевый лепесток оторвала, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

— Вели, чтобы все игрушки, какие только есть на свете, мои были!

….

– Вот так штука! Оказывается, шесть лепестков уже потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед я уж буду умнее.

Альтруизм и эгоизм картинки

Пошла она на улицу, идет и думает:

“Чего бы мне все-таки еще велеть? Пожалуй, велю-ка я себе два кило “мишек”. Или нет, лучше два кило “прозрачных” карамелек. Или нет… Лучше так сделаю: велю полкило “мишек”, полкило “прозрачных”, сто граммов орехов, сто граммов халвы, и еще одну розовую баранку для Павлика. Ну велю я все это, а что толку? Ну, допустим, все это я съем. И ничего не останется. Нет, лучше велю я себе трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь я на велосипеде, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки его отнимут. Пожалуй, могут и поколотить! Нет. Лучше я велю себе билет в цирк или в кино. Там весело все-таки. А может быть, лучше велеть новые сандалеты? Тоже не хуже кино или цирка. Хотя, по правде сказать, и какой толк в новых сандалетах? Можно чего-нибудь еще гораздо лучше велеть. Главное, торопиться не надо ”.

2 фрагмент.

Рассуждая подобным образом, Женя пришла в парк и вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У мальчика были синие большие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что он был не драчун, и Жене, конечно, захотелось с ним познакомиться. Девочка подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

Орксэ альтруизм и эгоизм определение

– Мальчик, мальчик, тебя как зовут?

– Витя. А тебя?

– А меня Женя. Давай играть в салки?

– Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

– Как это жалко! – сказала Женя. – Потому что ты мне очень понравился, и я бы побегала с тобой с большим удовольствием.

– Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже побегал с тобой с большим удовольствием, но это невозможно, к сожалению. Ничего с этим не поделаешь. Это на всю жизнь.

– Ах, мальчик, какие пустяки ты говоришь! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Смотри!

С этими словами Женя бережно оторвала голубой, последний, лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

— Вели, чтобы Витя немедленно был здоров!

И в эту же минуту Витя вскочил со скамьи, и стал играть с Женей в салки, причем бегал он так хорошо, что девочка как ни старалась, не могла его догнать.

Альтруизм и эгоизм картинки

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Тест ученика 4 «__» класса __________________________________________

Альтруист – это ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Эгоист – это ____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Разумный эгоист – это ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Напиши несколько сказочных героев, которых ты можешь назвать «альтруист» ____________________________________________________

_______________________________________________________________

Напиши несколько сказочных героев, которых ты можешь назвать «эгоист» _______________________________________________________

_______________________________________________________________




map