ОРКСЭ Урок Пасха и презентация



Урок 8.

Тема: «Пасха»

Цель урока: Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.

Задачи урока: 1) Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

2)Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.

3)Формировать первоначальные представления о религиозных традициях, об их исторической роли в становлении Российского государства.

Основные понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, учебник «Основы православной культуры», заготовки пасхальных яиц, карандаши.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

Организационный момент.

Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.

Учитель.

— Ребята, сегодня наш урок я хочу начать с притчи.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Учитель:.

— Ребята, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (Об Иисусе Христе).

— Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне – Пасхе.-Что вы знаете об этом празднике? (Ответы учащихся).

3. Работа по новой теме.

Учитель.

Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес.

Ученик 1:

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.

«Проснись земля, — они вещали, — проснись, твой царь, твой Бог воскрес»

Ученик 2:

Проснитесь горы, долы, реки –

Хвалите Господа с небес.

Побеждена Им смерть вовеки

Проснись и ты, зеленый лес,

Подснежник, ландыш серебристый.

Фиалка – зацветите вновь.

И воссылайте гимн душистый

Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!

Работа по учебнику.

-А вот как о чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 30 и прочитайте самостоятельно это стихотворение. (Вопросы после чтения )

_ Комментированное чтение статьи стр. 28-29.Обсуждение вопросов : «Что обозначает слово «воскресенье»?

«Почему Иисус не уклонился от казни»?

Физминутка.

4.Продолжение работы с текстом.

Самостоятельное чтение статьи из учебника (стр.30-31)

ЗАДАНИЯ: 1) Найти объяснения слов «крестный ход», «похристосоваться»;

2) Ответить на вопросы:

— Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

— Какие основные традиции этого праздника?

5.Групповая работа:

Учитель.

— С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.

1 группа ( На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)

— Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями.2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.

2 группа: (Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.)

— Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.

3 группа показывает рисунки пасхальных яиц.

Учитель:

-Вы хорошо поработали. Молодцы!

5. Подведение итогов урока.

Учитель.

— На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.(Фонограмма звона колоколов.)

— Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

— Как звучит главный пасхальный гимн?

— В чём состоит христианский пост?

6. Рефлексия.

* На уроке я работал активно/пассивно

* Своей работой на уроке я доволен/не доволен

* Урок для меня показался коротким/длинным

* За урок я не устал/устал

* Моё настроение улучшилось/стало хуже

* Материал урока мне был понятен/не понятен

Учитель. Всех вас с великой радостью Светлой Пасхи. В эти святые дни пусть в вашей душе не будет места ни злобе, на зависти, ни обиде. Дай Бог, чтобы свет Воскресенья поселился в ваших сердцах. Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним. Христос воскрес!

7) Задание на дом(на выбор):

1)Написать маленькое эссе о том, как празднуют Пасху у вас в доме.

2)Нарисовать пасхальную открытку и написать поздравления с праздником Пасхи.

3)Записать в рабочую тетрадь основные понятия к празднику и раскрыть значения этих понятий.




map