ОРКСЭ Урок в 4 классе ТемаЧеловек и Бог



Урок 3. Человек и Бог в православии.

Ключевые понятия: спасибо, Творец

Цель урока: Начать с учащимися осмысление важнейших

понятий, на которых основана православная культура, логику

становления этой культуры

Оборудование урока: бумага для рисования, цветные

карандаши или фломастеры

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой

«Сначала размышляем сами».

Дополнения к тексту учебника

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда,

выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят:

«Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением,

восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или

бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во

дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие

напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги

нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно

напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь,

обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе

связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

3. Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи

одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные

суждения.

4. Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и

рисунках твоём и одноклассников повторялись?

Итак, по твоему мнению, БОГ — …..(запиши повторяющиеся

слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами

темы урока?.

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

2.Перечитывание статьи учебника на основе выполнения

заданий:

2.1 В статье учебника разные действующие лица так или иначе

высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе

Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка.

Можешь добавить: для меня Бог …….

2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:

Нужна ли сила для совершения добра?

Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что

за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок? Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то

внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Осмысление данного в дополнительной информации

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так:

« И человек обратился к тому, Кто…».

К кому обратился автор следующих реплик: «я обратился к создателю этого фильма» и «я обратился к Создателю»?

Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами:

Происхождение слова Бог

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на

котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия

до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских

и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-

европейском языке бага или бхага означало – доля, порция, удел,

часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет

эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание?

Если пожелание, то чего?

Какой синоним можно подобрать?

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда «спаси вас Господь?»

IY.Чтение стихотворения А.К. Толстого

Осмысление стихотворения по следующим вопросам:

Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки,

задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения.

Почему слово Слово в стихотворении написано с большой буквы?

Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова… к нему вернуться жаждет снова»?Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»?

Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос.

Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа?

Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы:

— Какую силу имела в виду учительница русского языка

— Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий.

Каково их современное значение?

— Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по

принуждению, перестаёт быть добром? Как это?

-Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.

Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?




map