ОРКСЭ



Фирсова Людмила Сергеевна

МБОУ «НОШ №31» г. Старый Оскол

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» —

требование времени.

В связи с перестроечными процессами в нашем обществе духовность и нравственность, по-моему, отошли на второй план. Некоторое время отсутствовало понятие о национальной идее, которая сплотила бы многонациональный народ России, способствовала бы искоренению проявлений экстремизма, развитию толерантности в отношениях между людьми разной веры и разных национальностей, стремлению сделать Россию могучей державой, а её граждан интегрировать в национальную и мировую культуру. Поэтому, я считаю, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» — требование времени.

Мысль об исключительной важности нравственной консолидации общества и необходимости его морального оздоровления проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008, 2009 годов.

В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании», которые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

В 2009 году был принят новый федеральный образовательный стандарт начального образования, в котором закреплено данное требование Закона. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» ещё один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики.

Модульное построение нового курса реализует права граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями.

Одна из важных задач нового курса – формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовному саморазвитию и понимание значения веры и религии в жизни человека и общества.

Я согласна с разработчиками программы курса ОРКСЭ, что начинать преподавание нужно с начальных классов, учитывая возрастные особенности обучающихся. Правда, преподавателям этого курса предстоит основательно пополнить свои знания в культурологических, религиоведческих и многих-многих других областях, чтобы преподавание этого предмета служило формированию целостного мировоззрения обучающихся, чтобы в процессе изучения этого предмета обучающиеся приобрели базовые ценностные ориентиры опытных представлений о морали и нравственности, которые способствовали бы формированию целостного мировоззрения их.

Государству, у которого духовность и нравственность его граждан стоит на первом месте, никакие доктрины Алена Даллеса о покорении России путём растления нации не страшны.

Всё это говорит о том, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» — требование времени.

Дидактический материал

Закончите пословицу

1.При солнышке тепло, … (при матери добро).

2.Мать кормит детей … (как земля людей).

3.Нет лучше дружка … (чем родная матушка).

4.Живи — родителей почитай, … (умерши – поминай).

5.У ребёнка заболит пальчик, … (а у матери – сердце).

6.Не нужен клад, … (когда в семье лад).

7.Не красна изба углами, … (красна пирогами).

8.В гостях хорошо, … (а дома лучше).

9.Птица радуется весне, … (а младенец – матери).

10.Дома и … (стены помогают).

Загадки о жилище

1.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

2. Два братца в избе друг на друга глядятся, а не сойдутся. (Пол и потолок)

3. Хвост во дворе, а нос в конуре. (Ключ)

4.Что за зверь? В зиму ест, а летом спит. Тело тёпло, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не сведёт. (Печь)

5.Всем кто придёт, всем кто уйдёт, руку подаёт. (Дверь)

Семейная азбука

1.Что означает слово «фамилия»? (Семья)

2.У кого на Руси появились первые фамилии? (У знатных людей)

3.Как образовались фамилии? Попробуйте дать версию образования вашей фамилии.

4.Во время какого правителя появились отчества с суффиксом «вич» (Екатерина 2) Как прежде называли человека с отчеством «Афанасьевич»? (сын Афанасия)

5.Как называют детей, родившихся у матери в один день? (Близнецы, двойняшки, тройняшки)

6.Назовите своё полное имя и отчество, просклоняйте их по падежам.

7.Назовите одним понятием слова «папа», «мама», «дедушка», «бабушка», «дети». (Семья)

8.Раньше, когда ребёнка крестили, ему выбирали имя по церковному календарю, где были записаны имена святых. Как назывался этот календарь? (Святцы или месяцеслов)

9.Назовите по-другому маму мамы, сестру мамы, сына тёти.

11.Про кого говорят «седьмая вода на киселе»?

12.Назовите маму и папу одним словом.

13.Назовите основные качества дружной семьи.

14.Кого называют предками, а кого потомками?

Мозговой штурм

1.Отца гражданина зовут Николай Петрович, а сына его – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич)

2.Сидят братья за столом по углам. Напротив каждого брата – ещё по три брата. Сколько всего братьев за столом? (4)

3.У двух слепых был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Кто были эти слепые? (Сёстры)

4.Сколько разрезов нужно сделать, чтобы весь батон поделить на 5 членов семьи? (4)

5.Соедините слоги и прочитайте поговорку: при, ныш, сол, а, теп, ке, при, ло, доб, те, ро, ма, ро, те, ри (При солнышке тепло, а при матери добро)

6.Муж с женой да брат с сестрой разделили 3яблока. Каждому досталось по одному яблоку. Как это могло получиться? (Муж, жена, брат жены или сестра мужа)

7.К вам в гости пришли муж с женой, бабушка с внучкой, мать с дочкой и дочь с отцом. Какое минимальное количество гостей к вам могло прийти? (Четверо: муж, жена, бабушка и внучка)

8.На фотографии три брата: Серёжа, Саша, Дима. Саша выше Серёжи, а Серёжа выше Димы. Кто всех выше, кто всех ниже? (Саша, Дима)

9.Сколько у матери детей, если ей пришлось купить восемь рукавичек? (Четверо)

10.Сидит на пороге ребёнок и плачет: «Есть у меня отец, есть и мать, да только я им не сын». Жалко малютку! Но, может ли быть такое? (Это дочь)






map