ОС Школа 2100 Математика 1 класс Число 9 Цифра 9



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

с углублённым изучением немецкого языка

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока по математике,

проведенного 28 ноября 2012 года в 1 «Б» классе

по программе «Школа 2100»

Тема: Число 9. Цифра 9.

Учитель Жижина Екатерина Александровна

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цели урока

В ходе практической деятельности и наблюдений познакомить с составом числа 9; местом числа на числовом луче; в числовом ряду; научить писать цифру 9. Воспитывать интерес к урокам математики, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Планируемые результаты

Личностные УУД

— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре и оценивать себя и друг друга, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

-Научиться определять место числа 9 в натуральном ряду чисел. Знать состав числа 9. Уметь писать цифру 9.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Оборудование:

цифровые “веера”;

проектор.

Ход урока

1. Орг. момент

2.Актуализация знаний

У. – Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в космическое путешествие по «Математической галактике».

Что нас в космос, на планеты

Быстро мчит, друзья? ( Ракеты)

У.— Нам нужно построить то, на чём отправимся в космическое путешествие. У вас на партах лежат полетные карты ученика. Найдите задание с цифрами.

У.— Будьте внимательны и аккуратны в работе. Вы должны показать, что умеете ориентироваться в пространстве и четко выполнять инструкции.

-Возьмите простой карандаш и линейку. Вам нужно соединить точки по порядку, начиная с 1.

У.– Покажите, что у вас получилось. Молодцы.

У.Итак, мы отправляемся в космическое путешествие на корабле. Если вы решите правильно задачу-шутку, то узнаете номер нашего космического корабля.

Задача-шутка:

Подогрела чайка чайник,Пригласила восемь чаек,«Приходите все на чай!»Сколько чаек, отвечай!

У. Какой номер нашего корабля? Найдите нашу ракету на плакате.

У.Решив следующую задачу, узнаем, сколько планет мы посетим.

Задача:

Яблоки в саду поспели,Мы отведать их успели два румяных, наливных,Два с кислинкой. Сколько их? (4)

Слайд (4 планеты: Узнавайка, Запоминайка, Рассуждайка, Обобщайка)

У. -Чтобы ракета взлетела, нужно запустить двигатели. Это произойдёт, если вы правильно решите примеры. К главному пульту (к доске) идут два человека пара. Все остальные будут работать в команде космического корабля.

У.Вам предстоит решить цепочку примеров в «полётной карте».

6+2-3-2+4+1=

— Проверка. Самооценка. (Какое было задание?…)

У. –Двигатели запущены. Взлетаем.

3. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

планета Узнавайка

У.–Мы приземляемся на первой планете Узнавайка.

У. — Жаркая планета. Приготовьте числовые веры.

-Покажите на числовом веере число, следующее за числом 5. (7, 2, 6)

— Как получить следующее число? (+ 1)

— Покажите на числовом веере число, идущее перед числом 8. (4, 3, 7)

— Как получить предыдущее число? (- 1)

— Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)

— А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!)

а) Знакомство с цифрой 9.

Слайд

У.Смотрите, мы пролетаем по нашей Галактике. Кто знает, что это такое ?

— Сколько планет движется вокруг нас?(9)

У. Существует ли цифра, с помощью которой можно записать это число? Можете ли вы записать число 9 красиво и правильно.

У. Догадались, чем мы будем заниматься на уроке?

Д. -Учиться записывать цифру 9, находить место на числовом отрезке, узнать состав числа 9.

У.Откройте учебник, стр.16 . Прочитайте тему урока.

Правильно вы догадались?

Слайд

У. Внимание на экран.

У. — На что она похожа? (Ответы детей.)

Д. На цифру 6,только на оборот, на гимнастку или акробатку.

У. А ещё есть стихотворение про эту цифру, прочитайте стихотворение С.Я. Маршака в учебнике на с. 16.

У. – Умеете ли вы писать цифру 9?

— Хорошо? Проверим.

б) Письмо цифры 9.

У. — Из каких элементов состоит цифра 9? Откуда начнем писать цифру 9?

Слайд

У. – Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 9.

У. -Напишите цифру 9 на ладошке пальчиком.

У. – А теперь по образцу в учебнике научимся писать цифру 9.

У.Пропишите цифру 9 в полетном задании, отступая каждый раз одну клеточку вправо. Обведите свою самую красивую цифру.

У. — Теперь вы можете сказать, что научились писать цифру 9 правильно и красиво ? Для чего научились?

Д. Теперь сможем не только считать до 9, но записывать числа до 9.

У.Запишите номер на нашей ракете.

в) Соотношение между числом и количеством предметов.

У. — Мы уже знаем, что каждое число обозначает свое количество предметов.

У. — В полетном задании обведите столько клеточек, чтобы это соответствовало числу 9.

У. -Сколько клеток обвели? Запишите.

У. -Посмотрите, что видите дальше в полетной карте? ( луч)

г) Место числа 9 на числовом луче.

У. — Найдите место числа 9 на числовом луче.

У.  Покажите стрелочкой на числовом луче, как вы получите число 9.

Ученик у доски отмечает цифру 8 и от нее рисует стрелку к цифре 9.

У. – Почему стрелка направлена вправо? (Потому что число увеличивается, так как прибавили 1).

У. -Чтобы найти место числу 9 на числовом отрезке, надо к 8 прибавить 1(стрелочкой на числ. луче показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 9.

У. — А как записать наше действие в виде равенства? (8+1 =9)

У. — Как называется число 9 по отношению к числу 8? (Следующее.)

У. — А число 8 по отношению к числу 9? (Предыдущее.)

г) Место числа 9 в ряду чисел.

Числовой ряд: 1 2 3 4 5 6 7 8

У. — Как расположены числа? (в пор. возрастания)

У. -Где должно стоять число 9?

У. — У вас в полетной карте есть задание. (со с. 17 №6 учебника)

Сравните числа

— Как доказать, что число 9 > 8? (Сравнивают числа с опорой на ряд или луч.)

Самооценка ( Трудно. Легко. Не понял)

Итог: — Что вы узнали на планете Узнавайка?

— Покидаем эту замечательную планету и летим дальше.

Физкультминутка.

Слайд

Планета Запоминайка

е) Состав числа 9.

Задание № 3 с. 16 учебника

-Ребята, жители этой планеты вырастили цветик “девятицветик. (Из цветного картона вырезается цветок с девяти лепестками и ученик отрывает по одному лепестку.)

У. Сколько лепестков у этого цветка?

— Оторвем 1 лепесток. Сколько осталось? (8)

9 – это 1 и 8.

— Оторвем 2 лепестка. Сколько осталось? (7)

9 – это 2 и 7.

Аналогично 9 – это 3 и 6

9 – это 4 и 5

У. — Итак, из каких частей состоит число 9? (Из 4 и 5, 8 и 1, 2 и 7, 6 и 3, 3 и 6, 7 и 2, 1 и 8, 5 и 4.)

У. -Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)

У. -Состав числа нужно быстрее выучить наизусть.

«Угадай пример» . * + * = 9

— Срочно пора отправляться в путь. Садимся в нашу ракету под номером 9 (плакат с составом чисел). Повторяем снова состав 9, вставляем карточки.

Итог: — Что вы запомнили на планете Запоминайка?

— Покидаем эту замечательную планету и летим дальше.

Физкультминутка.

Слайд

4. Первичное закрепление.

У. — Все заняли свои места, проверили посадку. Я желаю вам приятного полета. С огромной скоростью наш корабль перенес нас на планету Рассуждайка

У.Учебник с.17 № 7

Составьте по 4 равенства в полетном задании к каждому рисунку.

(Дети работают в парах и говорят результаты.)

Самооценка.

У. — Какое было задание? Ты смог его выполнить? Правильно или с ошибкой? Сам или кто-то помогал?

Итог: — О чем вы рассуждали на планете Рассуждайка?

У. — Покидаем эту замечательную планету и летим дальше.

Физкультминутка.

Слайд Планета Обобщай-ка

5.Итог урока. Рефлексия:

У. — Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?

У. Трудно ли было покорять «Математическую галактику»? Какое задание понравилось больше?

У. Какое было трудное? Поделитесь впечатлениями от «полёта»?

Продолжите предложение: » Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что:»

У. – Наш корабль благополучно приземлился на Землю. Полёт прошёл успешно. Молодцы!

У. — Наше путешествие в «Математическую галактику» продолжиться и на других уроках математики. На ваши парты упали по две звезды. Сейчас вам предстоит одну звезду выбрать себе.

У.— Если вы были внимательны, старались, всё поняли – то выбирайте зеленую звезду, а если ещё нужно поработать , выбирайте жёлтую звезду.

У. – Поднимите звездочки, которые вы выбрали.

У.Есть такая примета: если в ночном небе увидишь падающую звезду, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Я желаю вам, чтобы эти звёзды помогали исполнению ваших желаний.

6. Орг. момент.

При написании конспекта использовала:

сайт festival.1september.ru

Электронные физминутки для глаз Галкиной И. А. inna177@yandex.ru






map