Ошибки ведущие к ошибкам



Ошибки, ведущие к ошибкам

Наталия Вибе

Вот таким странным получилось название. Почему? Потому что самое время разобраться с теми ошибками в обучении русскому языку, которые допускаются нами регулярно по самым разным причинам и которые как раз и провоцируют полную неграмотность.

Начну с самого начала. Я категорически против упражнений вида «вставь пропущенные буквы». Я категорически против диктовок, во время которых учитель выделяет голосом слово, нуждающееся в проверке. Я категорически против формулировок «пишите простыми предложениями» в ситуации написания сочинений, рассуждений, изложений и прочих творческих работ.

Почему? Да потому что все это как раз и провоцирует те самые ошибки, с которыми потом наши же дети долго-долго не могут справиться. Кто в этом виноват?! Да мы с Вами! Только не надо однозначно во всем обвинять сложившуюся систему образования: я проработала там довольно долго для того, чтобы теперь с полной ответственностью заявлять, что родители часто сами создают ненужные трудности для своих детей. И ко мне, работающей, прямо скажем, вразрез с существующей и официально принятой методикой, приходили недовольные родители, чтобы доказать, что я работаю неправильно. И меня пугали комиссиями и проверками. И были у меня всевозможные проверки. Только к чему все это привело? Я все равно продолжала работать так, как считала нужным – и эта система полностью оправдала себя, когда пришла пора вступительных экзаменов. А откуда брались недовольные? Из очень простой формулировки: «нас учили не так»! Но ведь в данной ситуации речь идет не о Вас! Вообще-то раньше плугом пахали! Так что, будет без комбайнов обходиться?!

Получила тут недавно один отзыв на свой курс. Если вкратце резюмировать сказанное, получится приблизительно следующее: почему нам когда-то не объясняли так?! Ведь действительно, обратите внимание, что с годами мы начинаем пользоваться очень небольшим количеством конструкций и оборотов: часть из них – остатки от останков школьной программы, а часть – хвала зрительной памяти и прочитанным газетам, журналам и, может быть, книжкам. Эллочка Людоедка обходилась вообще тридцатью словами! Вот к чему ведет традиционная подача материала и традиционные установки. И до тех пор, пока мы сами не примем хотя бы только возможность иной подачи материала, мы так и будет обрекать себя на «обэллочивание».

Теперь непосредственно к тем ошибкам в системе преподавания, которые неизбежно приводят к бесконечным ошибкам на письме.

Ошибка номер один. Упражнения из серии «вставь пропущенную букву». Здесь все вообще очень просто. За счет обозначения места возможной ошибки мы сами проделываем львиную долю работы за ученика, который потом с удовольствием выполняет оставшийся – кстати, очень незначительный – кусок и вполне доволен собой. А ведь главная задача – как раз обнаружить то место, где может быть ошибка! Способ проверки – дело наживное. А вот обнаружение… Порой оно требует очень больших временных затрат – про терпение я уже вообще молчу!

Наверное, надо все-таки оговорить, почему в этом вопросе я столь безапелляционна. Давайте обратимся к собственному опыту. Представьте себе ситуацию, что Вы начинаете заниматься новым проектом. У Вас еще недостаточно опыта для того, чтобы видеть все подводные камни, чтобы сразу же реагировать на малейшие изменения, которые могут быть для Вас принципиальными. С чего Вы начнете? Скорее всего, с постановки проблемы: «есть задача, предполагается результат – как его добиться?»

Обратили внимание, с чего Вы начинаете разбираться с проектом? Именно с постановки проблемы! Переводим это на школьное обучение. Что окажется проблемой тут? Обнаружение места, где может быть допущена ошибка! Что должно быть дальше? Естественно, поиск решения – вариантов множество: учебник, справочник, учитель и т.д. Но именно в этом порядке! Традиционное школьное обучение русскому языку с его любимым упражнением «вставь пропущенную букву» делает все наоборот: сначала дает готовый ответ, решение, а уже потом пытается заставить учеников поставить задачу. А зачем ее ставить, если она уже поставлена?!

Именно поэтому я и настаиваю на «едино написании» всех букв в слове на этапе формирования орфографической зоркости. Можно взять учебник по любому школьному предмету и попытаться в одном предложении обнаружить все места, в которых могут быть допущены ошибки; можно тренировать на художественной литературе; в конце концов, можно тренировать на рекламных плакатах и схемах метро, если времени на другое категорически не хватает – подойдет абсолютно любая запись, лишь бы не было никаких выделений букв. И вот в этом случае мы пойдем в нужном направлении: от проблемы к поиску решения.

Кстати, совершенно необязательно сразу же задаваться вопросом, почему написано именно так, а не иначе. Эту проблему можно будет уже решить на следующем этапе обучения. А вот первый должен быть непременно связан с вопросом формирования орфографической зоркости.

Именно так стоит готовить и малышей, которые только-только начинают знакомиться с премудростями русского письма. Пусть весь первый год они просто обнаруживают закономерности между звуками и буквами, выводят их, вносят коррективы – исключительно самостоятельно! – а уже наложить систему на такую подготовленную почву не составит никакого труда.

Ошибка номер два. Страх перед ошибкой. Ну да, именно он. Дело в том, что и родители, и учителя настолько боятся, что дети наделают в какой-нибудь серьезной работе много ошибок, что начинают натаскивать их на написание определенных слов, словосочетаний с непременным «обрати внимание на это слово». Что тут срабатывает? Синдром красной тряпки: меня предупредили, значит, что-то тут не так. Только работа однажды пройдет, а вот от синдрома потом будет очень сложно избавиться. Поэтому не создавайте лишних проблем ни себе, ни ребенку: пусть будет ошибка, только пусть она будет сделана осознанно, а не потому что «мне не подсказали, что тут надо проверять».

Ошибка номер три. На протяжении всей своей преподавательской деятельности я занималась вопросом развития речи. Писать – это именно то, чего совершенно не боялись мои ученики. У нас не было панического страха при слове «сочинение». Почему? Потому что я старалась избегать еще одной очень распространенной ошибки, от которой – увы! – большинство учеников так и не застраховано.

Помните, как нам в школьные годы говорили: «Пиши проще, пиши простыми конструкциями»? И ведь некоторые из нас действительно внимали этим бестолковым требованиям! Только потом все эти же «некоторые» выслушивали тирады о том, что их язык беден, что они совершенно не умеют выражать свои мысли, что они строят предложения на уровне учеников начальной школы… — знакомо? А кто в этом виноват? Только тот, кто говорил, что «писать надо простыми конструкциями».

Дело в том, что из-за такой установки мы очень сильно обедняем речь. Мы не даем возможности ей развиваться, потому что она зажата рамками нашего орфографического и пунктуационного минимума: «использую те слова и конструкции, которые знаю, как обозначать». А если я знаю, как обозначать, только подлежащее со сказуемым, причем такие, которые состоят исключительно из корней?! Что тогда делать? Так и писать? Тогда о каком развитии речи вообще может быть разговор? А ведь все сочинения, изложения и т.д. направлены исключительно на развитие умений связной речи! Где тогда логика?!

Проблема состоит в том, что ребенку очень трудно контролировать сразу и речевое, и орфографическое оформление своей работы. Поэтому он начинает сосредоточивать свое внимание на чем-то одном. Вот здесь-то и придется сделать выбор! Для того чтобы не сталкиваться с такими проблемами, я разрешила своим ученикам использовать на письме прием письма с дырками: в случае сомнения они просто пропускали буквы или знаки препинания, обозначая пропуск установленным образом. Поначалу родители говорили, что дети так и будут пропускать буквы и знаки до конца одиннадцатого класса. Что было на самом деле? Конечно, пропускали. Но только масштабные пропуски закончились классе в седьмом-восьмом. В старшей школе в работе было не более трех пропусков – но все действительно, что называется, по существу: объективно трудные или даже спорные случаи написания. Кстати, за такие пропуски оценка не снижалась. Зато мы могли полностью сосредоточиться на речи – и результаты не заставили себя ждать.

О чем хочу сказать? Не настаивайте на том, чтобы ребенок писал очевидными конструкциями: вы больше потеряете, чем приобретете. Потеряете и навык орфографической зоркости, потому что он тренируется лишь тогда, когда может возникнуть сомнение. В противном же случае он отпадает за ненадобностью, как когда-то у нашего далекого предка отпал хвост. Позвольте ребенку сомневаться и ставить перед собой орфографические задачи – и тогда ошибок на письме станет гораздо меньше.

Итак, какие ошибки в обучении русскому языку надо однозначно исключить, чтобы не провоцировать ошибки детей на письме?

Первое. Свести к минимуму (а лучше вообще исключить) упражнения, в которых требуется вставлять пропущенные буквы и знаки препинания.

Второе. Предоставить ребенку право на ошибку. Поэтому никак не проговаривать, не выделять, не обращать специально его внимание на слово, в котором надо сомневаться.

Третье. Разделить речевое развитие и орфографическое, не пытаться контролировать оба навыка одновременно. Поэтому позволить ребенку делать пропуски в словах и на месте знаков препинания, чтобы не тормозить речевое развитие и потом не сталкиваться с проблемой неумения писать письменные работы.






map