Основы религиозных культур и светской этики 4 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основы религиозных культур и светской этики

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. №84-р с 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Его изучение призвано способствовать самоопределению личности в мировоззренческих позициях, духовных ценностях, формировать мировоззренческую и конфессиональную толерантность, способствовать реализации свободы совести.

Курс затрагивает жизненно важные вопросы бытия человека: смысл жизни, «цена» жизни и смерти, добро и зло в жизни человека, и в этом смысле содержит большой нравственный потенциал.

Как известно, одним из основополагающих принципов образовательной политики российского государства является светский характер образования, зафиксированный в Конституции РФ и ряде других федеральных законов. Суть данного принципа заключается в том, что государственная система образования не ставит цели формирования того или иного отношения к религии. Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

«СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

       Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:       —  развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;       —  знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;     —   воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Требования к уровню подготовки учащихся,

оканчивающих начальную школу

       В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:        знать/понимать:      —  основные понятия религиозных культур;      —  историю возникновения религиозных культур;       — историю развития различных религиозных культур в истории России;      —  особенности и традиции религий;       — описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;        уметь:    —    описывать различные явления религиозных традиций и культур;    —    устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;   —     излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;     —   соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;    —    строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;       —  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;      —  готовить сообщения по выбранным темам».

Количество часов в год — 68

Количество часов в неделю — 2.

Количество часов в I четверти —

Количество часов во II четверти —

Количество часов в III четверти —

Количество часов в IV четверти —






map