Основы религиозных культур и светской этики



(Титульный слайд)

_____________________________________Вступление______________________________________

(слайд)

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ №74

1 февраля 2012 г.

 

Москва

О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерныеучебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования, утвержденные приказомМинистерства образования Российской Федерацииот 9 марта 2004 г. N 1312

В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р,        приказываю:        1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241от 30 августа 2010 г. N 889 и от 3 июня 2011 г. N 1994.        2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года. 

Заместитель Министра

М.В. Дулинов

(слайд)

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

(слайд)

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

(слайд)

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.

Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе

развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия[2].

(слайд)

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость возвращенияь воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Основные особенности:

Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;

(слайд)

«Основы православной культур»

Курс предполагает ознакомление учащихся с основными культурообразующими элементами одного религиозного учения (в нашем случае — Православия): базовые положения вероучения и этической системы, религиозное искусство, история и др. Преподавание осуществляется как бы изнутри.

Остальные три курса – «основы исламской культуры», «основы иудейской культуры», «основы буддизма» также являются конфессиональными и могут быть выбраны представителями указанных конфессий.

(Три слайда с характеристикой учебных пособий)

(слайд)

«Основы мировых религиозных культур»

Курс предполагает ознакомление учащихся с историей основных религиозных течений в нашей стране и в мире. Предполагается, что каждая религия в рамках курса будет описана по её внешним признакам, по её видимым выражениям в личной и общественной жизни людей. Предметом преподавания будет не содержание верований, а само существование этих верований, о котором необходимо как можно более непредвзято информировать учащегося. Курс чисто информативный и мировоззренческий.

(слайд)

«Основы светской этики«

Курс предполагает ознакомление учащихся с этической системой, основанной на внерелигиозных нравственных ценностях. Курс представляется самым сложным с точки зрения наполнения содержания и предполагает наибольшие риски. Если религиозные этические системы и даже атеистическая этика советской эпохи имели своим основанием совершенно незыблемые нравственные ценности, утверждали определённый идеал человека, то современная внерелигиозная этика вариативна. Эта вариативность таит опасность произвольного истолкования этических ценностей.

Обсудить все модули и узнать предпочтения родителей. Затем более подробно остановиться

На 2-х самых популярных.

(слайд)

«Основы мировых религиозных культур»

Структура курса:

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы мировых религиозных культур (28часов)

Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России (5 часов)

(слайд)

Поурочное планирование на 2-х слайдах

Урок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Урок 2. Россия — наша Родина.

Урок 3. Основы мировых религиозных культур

Урок 4. Культура и религия

Урок 5. Культура и религия

Урок 6. Возникновение религий. Древнейшие верования

Урок 7. Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Урок 8. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

Урок 9. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

Урок 10. Хранители предания в религиях мира

Урок 11. Человек в религиозных традициях мира

Урок 12. Священные сооружения

Урок 13. Священные сооружения

Урок 14. Искусство в религиозной культуре

Урок 15. Искусство в религиозной культуре

Урок 16. Добро и зло. Возникновение зла в мире.

Урок 17. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Урок 18. Религии России

Урок 19. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

Урок 21. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Урок 22. Религиозные ритуалы в искусстве

Урок 23. Календари религий мира.

Урок 24. Праздники в религиях мира

Урок 25. Праздники в религиях мира

Урок 26. Семья, семейные ценности

Урок 27. Долг, свобода, ответственность, учение и труд

Урок 28. Любовь и уважение к Отечеству.

Урок 29. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа

России

Урок 30. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы

общества и отношение к ним разных религий

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 32. Выступление учащихся со своими творческими работами

Урок 33. Выступление учащихся со своими творческими работами

Урок 34. Презентация творческих проектов

(слайд)

«Основы светской этики«

Структура курса:

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

(слайд)

Поурочное планирование на 2-х слайдах

Урок 1. Россия — наша Родина.

Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.

Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Урок 4. Ценность родства и семейные ценности

Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.

Урок 7. Нравственный образец богатыря.

Урок 8. Дворянский кодекс чести.

Урок 9. Джентльмен и леди.

Урок 10. Государство и мораль гражданина.

Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Урок 12. Мораль защитника Отечества.

Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.

Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?

Урок 16. Творческие работы учащихся.

Урок 17. Подведение итогов.

Урок 18. Добро и зло.

Урок 19. Долг и совесть.

Урок 20. Честь и достоинство.

Урок 21. Смысл жизни и счастье.

Урок 22. Высшие нравственные ценности.

Урок 23. Идеалы.

Урок 24. Принципы морали.

Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.

Урок 26. Нормы морали. Этикет.

Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

Урок 28. Образование как нравственная норма.

Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Урок 31. Подготовка творческих проектов.

Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами

Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами

Урок 34. Презентация творческих проектов

(слайд)

Методические пособия: программа, книга для учителя, книга для родителей.

Учебные пособия для учащихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

(Заключительный слайд)

Заполнение анкет






map