Основы светской этики



МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема: Нравственный поступок.

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Ткачева Валерия Вячеславовна

ГБОУ СОШ № 2000, южный округ.

Москва 2012

Цели:

— раскрыть на положительных примерах понятие «нравственный поступок»;

— способствовать развитию у детей потребности в совершении нравственных поступков, желание дарить людям радость.

-воспитывать уважение к друг к другу, взаимопомощь, забота о «ближнем».

Оборудование: сказка « Необычная история» Е. Потапова; заготовки «волшебного солнышка» (основа, лучи), клей-карандаш, фломастеры; клубок с шерстяными нитками.

Этапы урока.

Ход урока.

Примечания.

Организ ционный момент.

— Здравствуйте, садитесь!

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

— На партах у вас должно лежать: пенал, дневник, учебник конверт с заготовками, клей – карандаш.

Проверка готовности учеников.

(2 мин.)

Проверка домашнего задания.

Представления гербов учащимися.

Выставка родовых гербов.

( 5 мин).

Поддведение к теме урока.

Понравилась ли вам сказка?

(Ответы детей).

— Что именно понравилось?

(Ответы детей).

— Назовите героев сказки?

— Чему учит это сказка?

— Что принесло радость гномику?

— Какие поступки совершил Коля?

-А что такое поступок?

(Ответы детей).

— Поступок- это действие, который совершает человек.

— Каким может быть поступок?

(Ответы детей).

Чтение учителем сказки

« Необычная история».

Приложение № 1. (7мин).

4.

Сообще ние темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках, которые совершает человек каждый день. Узнаем, что такое «нравственность» и какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать добрые дела.

— Прочитайте тему урока: Нравственный поступок.

Дети читают тему урока

( 2 мин.)

5.

Изучение нового материа-ла.

Как вы думаете, от какого слова произошло слово « нравственность»?

(Ответы детей).

Нравственность – это внутренние духовные качества человека. Правила поведения.

Прочитайте пословицы:

«Делай другим добро — будешь сам без беды».

— Как вы понимаете эту пословицу?

(Ответы детей).

— Приведите примеры из жизни.

(Ответы детей).

« Доброе слово человеку – что дождь в засуху».

— Как вы понимаете эту пословицу?

(Ответы детей).

— Приведите примеры из жизни.

(Ответы детей).

« Не рой другому яму – сам в нее попадешь».

— Как вы понимаете эту пословицу?

(Ответы детей).

— Приведите примеры из жизни.

(Ответы детей).

— Какие нравственные поступки совершали вы?

(Ответы детей).

Совершая добрые поступки, человек приносит радость не только окружающим людям, но и себе.

Учитель старается добиваться полных ответов детей.

( 10 мин.).

6. Физкульт-минутка.

— Встаньте, повернитесь друг к другу, пожмите руку и поздоровайтесь!

-Говорить здравствуй – это значит желать здоровье.

— Повернитесь теперь к соседу и тоже пожмите ему руку и поздоровайтесь.

— Повторяйте за мной, игра на внимание.

Вызвать положитель -ные эмоции у детей.

(2 мин.)

7. Группо вая работа.

— У вас на каждую группу лежит конверт с заготовками.

Ваша задача сделать «волшебное солнышко».

— Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать «нравственные» поступки?

— Назовите каждый луч этими качествами, оформите лучи красиво и сделайте солнышко.

— Почему же наше солнышко называется волшебным?

(Ответы детей).

(5мин.)

выставка

8.

Игровой момент.

«Паутина».

— Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг.

Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей.

— Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше.

— Благодаря добрым словам, вы подарили друг другу много радости.

(Ответы детей).

-Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

(Ответы детей).

-Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

(Ответы детей).

— Достаточно ли дружен наш класс?

(Ответы детей).

— Почему каждый ребенок достоин любви?

(Ответы детей).

Учитель должен напоминать детям, что клубок должен побывать у всех в руках со словами: Ты мне нравишься потому, что…

( 7 мин).

Приложение №2.

9. Подведение итогов урока.

— Что же такое «нравственный поступок»? (Ответы детей).

— Какими качества должны быть, чтобы человек совершал нравственные поступки?

(Ответы детей).

(4 мин.)

10. Домашнее задание.

— Подобрать свою поговорку или пословицу о добром поступке и написать мини-сочинение, раскрыв смысл этой поговорки или пословицы.

( 1 мин.)

Методические рекомендации к уроку:

Учитель может подобрать любое другое произведение по литературе, раскрывающий смысл нравственных поступков человека, на примере персонажей. Таким образом, это поможет подвести детей к теме урока. Физкультминутка и игровой материал, должен быть направлены на то, чтобы вызвать положительные эмоции у учеников и желание дарить друг другу радость. А также на развитие хорошего отношения между детьми. Групповая работа направлена на самостоятельное добывание знаний учащимися по данной теме.

Приложение №1.

Автор: Елена Потапова

Необычная история

Жил – был на свете мальчик Коля, обычный мальчишка, который ходил в детский сад и любил гречневую кашу. Но однажды с этим обыкновенным мальчиком случилась совсем необыкновенная история. В тот день погода стояла чудесная, и Коля решил пойти погулять.

Он захватил с собой свою любимую красную машинку и вышел во двор. Тут он увидел Димку, соседского мальчишку. Димка был шалуном и задирой, и Коле совсем не хотелось с ним общаться. Он уже развернулся, чтобы незаметно уйти, как вдруг услышал Димин оклик:

— Эй, Колька, посмотри, что у меня есть!

Он подбежал к мальчику и стал вертеть у него перед носом большое увеличительное стекло. Дима ни разу не видел такого огромного увеличительного стекла, и ему очень захотелось в него посмотреть.

— Дима, а мне можно в него глянуть?

— Ну, нет! Только, если ты мне дашь поиграть своей машиной на весь день, — ответил тот.

Мальчику было жаль своей машины, ведь он знал, как неаккуратно обращается с игрушками сосед. Но, все же, он согласился, уж очень хотелось получить увеличительное стекло. Когда обмен состоялся, Коля стал рассматривать все подряд: кору на дереве, свои пальцы, ободранную коленку. Потом он наклонился, чтобы рассмотреть в траве какого-нибудь жучка или муравья. Вдруг, мальчик чуть не подскочил от неожиданности. Коля увидел маленького, размером с его мизинчик, гнома. Да, настоящего гнома! Он подпрыгивал, размахивал красной шапочкой и пытался привлечь Колино внимание. На нем был зеленый костюмчик и башмачки с блестящими пряжками. Коля пришел в себя и наклонился ниже, чтобы лучше видеть и слышать гномика.

— Здравствуй Коля, — запищал гном.

— Здравствуй, а откуда ты знаешь мое имя, — спросил Коля.

— Я все знаю про детей, и я здесь неспроста, мне нужна твоя помощь.

— Чем же я могу тебе помочь, маленький гномик?

— Я живу в королевстве Добрых Дел, — ответил он, — и когда ребенок делает доброе дело, в нашем королевстве хорошая погода и все веселятся, а когда ничего не делает или совершает зло, у нас становится мрачно, идет дождь и все гномы плачут. Почему то, в последнее время все реже дети совершают хорошие поступки. Я пришел в ваш мир, чтобы найти ребенка, который нам поможет.

— Конечно, — сказал мальчик, ему было жалко гномов, — я сделаю то, что ты просишь.

— Ты должен совершить три добрых поступка, — сказал гном.

Коля взял гномика в руку и помог ему забраться к себе в карман. Сначала он побежал домой, к маме.

— Мама, чем я могу тебе помочь?

Мама очень удивилась и обрадовалась Колиному предложению. Она попросили сына вынести мусор. Коля взял ведро и побежал выполнять просьбу. Возле мусорного бака он увидел маленького голодного котенка. Тот жалобно мяукал. Коля вынес молока и накормил малыша. Потом мальчик вспомнил, что недавно порвал книжку, и его совесть мучила уже неделю. Он взял книгу и склеил ее.

— Спасибо, Коленька, ты очень помог моему народу,- сказал гном, помахал Коле на прощание и растворился в воздухе, лопнув, как мыльный пузырь.

На следующее утро Коля проснулся, потянулся и побежал к маме в комнату.

— Доброе утро, мамочка, чем я могу тебе помочь сегодня?- спросил он и поцеловал маму в щеку.

Приложение №2.

Ты мне нравишься или « Паутина».

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Рекомендации учителю:

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться «козлы отпущения» и «аутсайдеры». Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что…», то позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты…».




map