ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГО



ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Мир, в котором живем, предельно сложен, но в то же время ограничен

и целостен. Чтобы понимать его недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в вузах. А все потому, что мы в школе изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя между никакой связи. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование и к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько это применимо к начальной школе?

Сегодня понятие «метапредмет» и «метапредметное обучение» приобретает особую популярность. Ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

-личностные

-метапредметные

-предметные.

Что же отражают метапредметные результаты? (См. стандарты стр.3)

Первый класс — это начало работы по формированию УУД( универсальных учебных действий). Первые дни обучения начинаются с предмета «Введение в школьную жизнь» (авт. К.Н, Поливанова, Г. А.Цукерман). Этот курс является своеобразным «тренингом учебного общения».Занятия этого курса позволили первоклассникам освоиться в школьном пространстве, начать выработку норм учебного сотрудничества. Сотрудничество со взрослыми и со сверстниками положительно сказывается на решении коммуникативных задач. На уроках рассматриваются в игровой форме критерии оценивания, завышенная самооценка, частый выход детьми за границы дозволенного, стремление во всем быть первым.

В существующей системе современного обучения в начальной школе урок является отрезком времени, в течение которого разворачивается непрерывное взаимодействие учитель – ученик, ученик – ученик.

Для формирования коммуникативных УД задания удобнее выполнять не индивидуально, а в парах или группах. Задачи групповой работы могут быть различны (Г. А. Цукерман «Виды общения в обучении»). Это необходимо на таких этапах движения, когда основное открытие классом уже сделано, но первые шаги по его освоению каждому отдельному ребенку еще трудны. Или когда для выполнения заданий нужно проделать несколько действий и можно сделать это быстрее и эффективнее, разделив работу между участниками группы. Используя в своей работе эти виды работ, учу детей:

-умению слушать и говорить;

-вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-работать в группе со сверстниками , умению распределять обязанности по умениям;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-излагать свое мнение и уважать мнения других.

В первом классе столкнулась с проблемой лидерства (хочу все сделать сам) и наоборот боязнью детей ответить неправильно, что другие могут посмеяться над высказанной точкой зрения. В такой ситуации необходимо демонстрировать детям равноценность всех мнений и по возможности обращать внимание детей на те моменты, когда чье-нибудь ошибочное предположение натолкнуло весь класс на правильный ответ. Решение творческих задач связано с большой эмоциональной напряженностью и риском. Дети должны преодолеть боязнь ответить неправильно, научиться смело высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. В этом ребенку помогает группа поддержки.

Групповая работа необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий и индивидуальной работой по освоению нового способа. Работая в группе , дети уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении заданий, контролируют друг друга. Ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком – то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий. Организация групповой работы требует от учителя:

-четкого предварительного продумывания ее задач;

-инструктирования детей о задачах и способе работы, о характере результата, к которому должны прийти дети ( например, выработать единое решение, договориться, кто будет отвечать от группы и знаками показать готовность группы );

-продумывания, в какой форме провести обсуждение результатов групповой работы.

Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина –В. В. Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач – нахождение общего способа для решения целого класса задач. Эти задачи решаются через развитие способностей ребенка, способности мыслить, поддержку его интересов, становление как личности. Успешное выполнение любого предложенного в учебнике задания предполагает использование учащимися дополнительных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей. Первоклассник учится самостоятельно добывать и применять знания. Работая в начальной школе, с проблемой снижения мотивации к изучению предметов. В. А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Причина снижения мотивации – неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать, сохранить в памяти, применить на практике. Также сталкиваешься с ситуацией, когда дети знают, но сформулировать четкий ответ затрудняются, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, анализе результатов своей деятельности. Таким образом, для повышения качества знаний необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких – либо жизненных ситуациях. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.




map