Особенности изучения тем Величины Геометрический материал в системе развивающего обучен



Практическая работа по курсу «Математика»

Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на решение следующих задач,

предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:

Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

Создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;

Приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

Научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

Цель курса – обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи. 

Курс математики I класса начальной школы — органическая часть всего курса по этому предмету для первой ступени школьного образования. Исходя из общих целей, стоящих перед обучением по системе общего развития школьников, курс математики призван решать следующие задачи:- способствовать продвижению в общем развитии учеников, в их мышлении, эмоционально-волевой и нравственной сферах личности, не вредить здоровью;- формировать устойчивый интерес к математике как области общечеловеческой культуры;- дать представление о математике как науке, обобщающей и моделирующей реальные явления действительности и способствующей познанию окружающего мира;- сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученику в практической деятельности и для продолжения образования.

Программа развивающего обучения по системе Леонида Владимировича Занкова отличается от традиционной:

за счёт расширения и углубления материала, традиционно входящего в начальное образование;за счёт включения в программу вопросов, обычно затрагивающихся на более поздних этапах обучения;

за счёт вопросов и проблем, возникающих в процессе обучения по инициативе самих учеников или учителя.

В 1 классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин, как «длина», а в последующие годы обучения в начальной школе  — «масса», «вместимость», «время» (2 кл.), «площадь», «величина углов» (3 кл.) и «объем» (4 кл.).

Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет,

опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии.

Геометрические величины изучаются на основе единого алгоритма, базирующегося на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развертки пространственных фигур, находить площади и объемы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.

Изучение элементов геометрии в начальных классах решает развитие плоскостного и пространственного воображения школьников;

— уточнение и обобщение геометрических представлений учеников, приобретенных в дошкольном возрасте, а также помимо обучения в школе;

— обогащение геометрических представлений школьников, формирование некоторых основных геометрических понятий;

— подготовка к изучению систематического курса геометрии в среднем звене школы.

Геометрический материал распределяется по годам обучения следующим образом: точка, линии и их классификация по разным основаниям, длина отрезка, объемные тела — шар, цилиндр, конус; пирамида, призма (I класс); классификация многоугольников по разным основаниям, длина ломаной, периметр, поверхность (полная и боковая), грань, ребро, вершина объемных тел (2 класс); окружность и круг, радиус окружности, центральный угол, измерение углов, площадь, определение площади прямоугольника и многоугольников, разбиваемых на прямоугольники, координатный луч, способы изображения объемных тел на плоскости листа (III класс); диагональ площадь треугольника и любого многоугольника, площадь треугольника и любого многоугольника, практическое построение треугольников по трем сторонам, стороне и двум углам, углу и двум сторонам, объем, определение объема прямоугольного параллелепипеда по трем его измерениям и произвольной прямой призмы по площади основания и высоте, построение трех видов объемною тела и восстановление его по трем данным видам, построение разверток объемных тел — призмы, пирамиды, цилиндра и конуса (IV класс).

Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы. В первом классе ученикам диаграммы предлагаются только для чтения, в дальнейшем детям предлагается дополнить диаграммы своими данными или подписями. Таблицы применяются в самых разных ситуациях: в качестве краткой записи условия задач, в качестве формы записи решения задач, как источник информации об изменении компонентов действия и для представления данных, собранных в результате несложных исследований.

Математика рассматривается как интегрированный курс, объединяющий арифметику, алгебру, геометрию и элементы многих других математических дисциплин.

Геометрический материал занимает в курсе значительное место. Это связано со следующими причинами: он позволяет активно использовать наглядно-действенный и наглядно-образный уровни мышления, которые являются наиболее близкими детям младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети выходят на словесно-образный и словесно-логический уровни; увеличение объема геометрического материала позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников общей и средней школы большие трудности.

Изучение элементов геометрии в начальных классах решает развитие плоскостного и пространственного воображения школьников;

— уточнение и обобщение геометрических представлений учеников, приобретенных в дошкольном возрасте, а также помимо обучения в школе;

— обогащение геометрических представлений школьников, формирование некоторых основных геометрических понятий;

— подготовка к изучению систематического курса геометрии в среднем звене школы.

Математика ассоциируется в сознании учеников почти исключительно со счетом. Между тем, главное содержание математики — не счет, а построение причинно-следственных цепочек и система связей между понятиями. Отсутствие должного внимания к этому основному содержанию предмета на начальном этапе обучения приводит к серьезным трудностям при столкновении с такой математикой в основной и средней школе.

В учебниках математики, разрабатываемых в системе Л.В.Занкова, уделяется большое внимание этой стороне математического образования, не ослабляется внимание и к формированию навыков счета в самом широком смысле этого понятия как необходимого инструмента для решения математических проблем.

Не менее важно, как с точки зрения самой математики, так и с точки зрения формирования активной жизненной позиции ребенка, дать ему представление об изменчивости подавляющего большинства явлений, неоднозначности решения встающих перед человеком проблем, которые требуют самостоятельного осмысления. В учебнике этому способствуют: задания, имеющие несколько решений, бесконечное множество решений, не имеющие решений; задания, включающие «провокации» (например, при раскрашивании загадочного рисунка часть участков остается белой, так как не соответствует условиям задания); задания, в которых предлагаются для обсуждения полярные точки зрения и т.д.

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний






map