Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII ви



Особенности общения с ребёнком и его семьёй

в специальных коррекционных классах VIII вида.

Из опыта работы учителей нач. классов

МВ(с)ОУ «О(с)ОШ №1»

г. Астрахани

Максименко Н.А.

Ученые, исследующие проблемы семьи и детства, отмечают тревожную тенденцию резкого увеличения числа детей с интеллектуальной недостаточностью. Ситуация обостряется еще и тем, что родители, воспитывающие таких детей, не имеют специальных знаний и не могут создать необходимых условий для их развития.

Для преодоления задержки в развитии детям требуется своевременная помощь со стороны школьных работников и родителей. Большинство родителей узнают о «возможностях» своего ребёнка слишком поздно, при поступлении ребёнка в школу, а многие безуспешно проучившись в 1 классе. Родители, встретившись с подобным явлением, оказываются не готовыми ни к общению, ни к продуктивному взаимодействию с такими детьми. Не понимая причин школьной неуспешности своего ребенка, родители требуют от него дополнительного напряжения сил для улучшения результатов учебной деятельности, нередко проявляя авторитаризм и несдержанность. В таких условиях развитие ребенка еще более замедляется, в его характере появляются упрямство, непослушание, недоверчивость и отчужденность. Становится очевидной необходимость оказания семьям педагогической помощи в формировании готовности к взаимодействию с подобными детьми.

Разработанное нами содержание педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью, носит комплексный характер.

Для реализации педагогической помощи семьям, нами поставлены следующие цели:

1. Изучить особенности отношений родителей к своим детям;

2. Наметить основные направления коррекции межличностных отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

3. Сформировать адекватное отношение родителей к ребенку с нарушением интеллекта в его развитии, стремление помочь ему в безболезненной адаптации к современным социально-экономическим условиям.

4. Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии.

5.Вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии.

6.Согласование воспитательно-образовательных позиций учителей и родителей.

7. Создание системы содружества школы и семьи.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

изучить особенности отношений родителей к своим детям;

выявить, какой из стилей родительского отношения в детско-родительской подсистеме является основным;

определить, насколько адекватна оценка родителями психологических особенностей детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие;

Для анализа особенностей детско-родительских отношений, определения уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с интеллектуальной недостаточностью и выявления потребности родителей в педагогической помощи были проведены исследования.

Работа проводилась с родителями учащихся 1-2 классов.

Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты.

78% родителей не знакомы с особенностями познавательной и личностной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

68% родителей негативно воспринимают своего ребенка, разочарованы в нем, им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни;

82% — не проводят совместно с ребенком досуг;

только 26 родителей стараются ему помочь и доброжелательны с ним.

Становится очевидной необходимость оказания семьям педагогической помощи в формировании готовности к взаимодействию с подобными детьми.

Систему нашей работы условно назвали «Школа для родителей».

Эта работа включала лекционные, практические занятия, совместную деятельность родителей и детей.

Работа с родителями организовывалась как индивидуально, так и фронтально. К ней были привлечены специалисты школы — учителя начальных классов, психологи, логопеды, социальные педагоги и врачи детской поликлиники. В составлении плана работа учитывались заявки родителей и результаты проведения опросов. Перед каждым занятием проводилось анкетирование, позволявшее внести в их содержание определенные коррективы.

Посещая лекции и семинары, родители не только приобретали знания, но и, знакомясь друг с другом, видели, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы. Это придавало им дополнительные силы, снимало напряжение. Кроме того, слушая вопросы других, многие начинали яснее осознавать свои проблемы и сами начинали задавать вопросы, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.

К собранию готовим выставку ученических работ, выступления художественной самодеятельности ребят. Такие мероприятия оживляют родителей.

Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры.

Совместная разработка учителями, родителями и детьми семейных праздников (составление развлекательных программ, подбор игр, конкурсов, и новых традиций способствующих воспитанию толерантности, стала важным условием формирования готовности родителей к эффективному взаимодействию со своими детьми).

Совместная деятельность родителей и детей (трудовые задания, экскурсии, посещение музеев) способствовала их сплочению. В процессе совместной деятельности родители поддерживали и подбадривали своего ребенка и намеренно создавали ситуацию, в которой он достигал успеха.

Важнейшим направлением в системе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, к труду, привитие интереса к миру доступных им профессий.

Важно привлечь родителей к совместному процессу, направленному на социально — трудовую адаптацию в общество к совместному процессу безболезненной адаптации к современным социально- экономическим условиям.

Обобщая работу за период с 2004-2008г.г., были выявлены результаты и проведен сравнительный анализ полученных данных с исходными. Они свидетельствуют о позитивных изменениях, произошедших в результате реализации программы.

Резко снизилось число родителей с низким уровнем готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность. Но, к сожалению, остаётся процент родителей, контакты которых с детьми остались поверхностными, отношения — напряженными, родители открыто выражали неприязнь к своим детям. И дети уклонялись от взаимодействия со своими родителями, не подчинялись их требованиям. Причины неудачи не были связаны с работой «Школы для родителей», т.к. эти родители не посещали занятия.

На занятиях, требующих интенсивного умственного напряжения, дети стали проявлять активность, появился интерес к творческим заданиям. Позитивные сдвиги произошли в учебной мотивации, что положительно отразилось на взаимоотношениях с учителями и одноклассниками многие из них посещают кружки прикладных видов искусства, участвуют в школьных спортивных соревнованиях.

Родители накопили опыт организации педагогически эффективного взаимодействия с детьми в процессе совместной деятельности. Они стали активно работать над повышением своей педагогической компетентности, контролировать свои эмоции, настроения и действия.

Полученные результаты работы подтвердили продуктивность работы системы «Школы для родителей» и дают основания считать, что поставленные задачи работы выполнены.






map