Особенности организации современного урока или как сделать обучение эффективным



«Особенности организации современного урока или как сделать обучение эффективным».

В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.          Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения.

Для начала рассмотрим достоинства и недостатки традиционного обучения.Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях . Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. (Аткинсон Р., 1980; аннотация). Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти». Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Кроме того, отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся (противоречие между фронтальным обучением и индивидуальным характером усвоения знаний) . Многие вышеперечисленные противоречия успешно решаются в проблемном типе обучения.

Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся[1].

Рассмотрим основные классификационные параметры технологии.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная, психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.

По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: групповая, академическая + клубная.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: проблемная.

По направлению модернизации: активизация и интесификация деятельности учащихся.

По категории обучающихся: массовая, все категории [1].

Целевые ориентации

Приобретение знаний, умений и навыков.

Усвоение способов самостоятельной деятельности.

Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи)

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условия успешности обучения являются:

а) проблематизация учебного материала (знания — дети удивления и любопытства);

б) активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

в) связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом[1]

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически праводоподобные коллизии из истории науки. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Особенности методики

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле[1].

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

В своей работе для создания проблемной ситуации на уроках, я использую различные методические приемы.

Методические приемы создания проблемной ситуации:

Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

Сталкивает противоречия практической деятельности.

Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога).

Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы на ситуации, сопоставлять факты.

Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские).

Ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и т.д.)[1].

Для реализации проблемной технологии необходимы:

Отбор самых актуальных сущностных задач.

Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы.

Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств.

Индивидуальный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

А для этого педагогу необходимо быть личностью думающей, сомневающейся и самосовершенствующейся потому что, как писал К.Д. Ушинский « только личность может воспитать личность».

Используемая литература:

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Педагогика, 1999

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Просвещение, 1995.




map