Особенности педагогического подхода к детям с невротическими и психопатоподобными прояв



Особенности педагогического подхода к детям с невротическими и психопатоподобными проявлениями.

Главная задача лечебно-педагогической работы – коррекция асоциальных установок путём систематических бесед с использованием психотерапевтических приёмов (например в беседе о состоянии здоровья, о котором дети, как правило, заботятся, с акцентом на соблюдение режима), замена отрицательных стимулов поведения новыми социально-положительными, например посещение музеев, экскурсии, что должно быть прежде заслужено и представлено как мера поощрения. В процессе организации коррекционно-воспитательной и лечебно-профилактической работы во вспомогательной школе необходимо соблюдать определённые условия, организовывать лечебно-охранительный или лечебно-тренирующий режим. Одним из обязательных условий такого режима является правильная организация всего педагогического процесса, глубокое понимание педагогом сущности психопатологических проявлений у умственно отсталых учащихся, умение строить свою работу с обязательным учётом своеобразия структуры дефекта в каждом конкретном случае.

Коррекция основного психического дефекта усложняется, если на патологически изменённую основу наслаивается дополнительная симптоматика невротического или психопатоподобного типа. Болезненно изменяя поведенческие реакции ребёнка и его работоспособность, она создает в педагогическом процессе новые трудности, препятствующие основной цели обучения – коррекции основного психического дефекта и подготовке к будущей самостоятельной трудовой жизни.

Строго дифференцированный подход к учащимся уже в самом начале их обучения является исходной позицией в построении учебно-коррекционного плана. Педагог с помощью врача школы должен изучить психопатологические особенности того или иного учащегося (с обязательным учётом физических возможностей) и постараться хотя бы ориентировочно выявить его потенциальные возможности к обучению.

Дифференцированный подход к учащимся СКШ VIII вида должен отличаться большой гибкостью, динамичностью, включать такие педагогические приёмы, которые были бы направлены как на дозировку учебных нагрузок, так и на создание сугубо индивидуальных взаимоотношений с тем или иным учеником, в том числе в умелом использовании приёмов поощрения и наказания. Педагог должен уметь чутко улавливать изменения, наступающие уже в самом процессе учебной работы под влиянием учебной нагрузки, вовремя распознать первые признаки наступающего утомления, правильно расценивать изменения в поведении.

Усиление психомоторной расторможенности, проявление недисциплинированности и непослушания, невнимательности, негативизма у учащихся с гиперстенической формой неврастеноподобного синдрома, как и углубление заторможенности, пассивности, рассеянности, появление сонливости, инактивности в виде отказа от продолжения работы, от какой бы то ни было деятельности вообще (наблюдаемые при гипостенической форме), в равной мере свидетельствуют о нарастающем утомлении и сигнализируют о необходимости прекращения данного вида деятельности. Они требуют принятия тех или иных мер, иногда общих для представителей разных клинических групп, иногда качественно отличных и даже противоположных по характеру.

К таким общим мерам относятся, в частности, приёмы переключения с одного вида деятельности на другой. Особое значение имеет способность педагога правильно оценивать возможности учащегося в связи с его психопатологическими особенностями, учитывать эти особенности при определении оптимальной нагрузки во времени, правильного чередования труда и отдыха.

В педагогическом процессе необходим тщательный отбор приёмов, которые направлены непосредственно на повышение уровня работоспособности, учебной активности учащихся: привлечение внимания и обеспечение более или менее длительной его фиксации, тренировка внимания, пробуждение интереса к тому или иному виду занятий, учебной деятельности и т.д. Слово, тон, эмоциональная окраска голоса в своей совокупности являются очень сильным раздражителем, вызывающим возбуждение корковых клеток. Если у учащихся во время уроков возникло возбуждение, что обычно выражается возрастающим шумом в классе, двигательной расторможенностью одних и инактивностью, вялостью, сонливостью других, учителю целесообразно переключиться на другой тон.

Учитывая повышенную отвлекаемость детей, их лёгкое реагирование на множество случайных раздражителей, необходимо проследить за тем, чтобы во время уроков на парте не оставалось предметов, не используемых в данное время. При относительно быстрой включаемости учащегося в выполнение заданий эффективными оказываются и такие педагогические приемы, направленные на организацию деятельности, как совместное выполнение задания в самом начале работы с соответствующим контролем и оказанием помощи в процессе самостоятельной деятельности ученика, в стимуляции этой деятельности в виде одобрения и похвалы и т. д.

Особенное внимание должно быть уделено предъявлению словесной инструкции (её предельная чёткость, краткость и в иных случаях – расчленённость, предъявление её в замедленном темпе), повторению, тренировке умений и навыков.

Педагогу приходится преодоле вать и определённые патохарактерологические особенности подростков: грубость, негативизм, упорный отказ от работы, эгоцентрические установки, конфликтность, отход от коллектива. Особое значение приобретает планомерное, настойчивое включение такого ученика в работу, а также максимальное воздействие на его эмоциональную сферу: изменение его неправильных установок в отношении к окружающим, установление его контакта с ними, стимуляции эмоциональности эмоциональной заинтересованности в задании. В отношении данной группы учащихся уместны меры воздействия не только в виде поощрения, но и порицания, в определённых случаях вместо внимания более приемлемо сознательное игнорирование (например, в момент аффективной вспышки с элементами демонстративности и эгоцентрических притязаний). В коррекционно-воспитательной работе с детьми этой группы целесообразно использование характерной для них повышенной внушаемости и относительной живости эмоций в психотерапевтических целях.






map