Особенности педагогической деятельности учебно — познавательных мотивов младших школьни



1 слайд

Здравствуйте уважаемые члены комиссии! Я, Пащенко Светлана, студентка 4 курса Дубовского педагогического колледжа предоставляю вашему вниманию работу на тему «Особенности педагогической деятельности по формированию учебно – познавательных мотивов младших школьников».

2 слайд

Год от года растет объем информации, которую должны усвоить ученики. Широко практикуемые в педагогической практике традиционные методы преподавания в настоящее время не позволяют достигнуть высоких результатов обученности.

Учебно – познавательные мотивы входят в структуру учебной деятельности – ведущей в младшем школьном возрасте. В связи с этим перед учителем стоит задача развития у учащихся учебно – познавательные мотивов.

слайд

Объект исследования: учебно — воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: методы и приемы формирования учебной мотивации у младших школьников.

Цель: выявить психолого-педагогические условия эффективности педагогической деятельности по формированию у учащихся учебных мотивов.

Слайд

Для достижения цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть сущностные характеристики понятия «мотивация учения», охарактеризовать мотивы учения.

Выявить особенности мотивации учения у учащихся начальной школы.

Охарактеризовать методы развития мотивации учения младших школьников.

Разработать и апробировать систему методов и приемов по формирование мотивов учения учащихся 2 класса общеобразовательной школы.

Слайд

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогических исследований по проблемам формирования у школьников мотивации учения;

практические: анкета, наблюдение.

Исследование проводилось на базе 2 класса МКОУ «Дубовская СОШ № 1», города Дубовки, Волгоградской области.

6 — 7 слайд

Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В первой главе была рассмотрена характеристика мотивации учения, т. е. рассмотрены такие понятия, как: мотив, учебно – познавательная мотивация, мотивационная сфера.

Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.

8 слайд

А также были рассмотрены особенности мотивов учения младших школьников:

преобладание широких социальных мотивов (долга и ответственности);

ведущая роль отметочной мотивации;

велико значение узколичных мотивов (мотивы благополучия и престижа, желание ребенка получить одобрения от учителя).

Для работающих учащимися начальных классов, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям.

слайд

Решение практических задач исследования проходило на базе МКОУ СОШ №1 г. Дубовки Волгоградской области. Для выявления уровня школьной мотивации учащихся 2 класса использовались: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой и наблюдение.

10 – 11 слайд

Для успешного формирования учебно – познавательной мотивации младших школьников проводились предметные недели русского языка и математики во внеурочное время, а также на уроках использовались упражнения и игры.

При разработки предметных недель учитывались следующие рекомендации, которые представлены на слайде.

1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, по сложности не выходить за его пределы.

2. Количество  заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их решению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их  творческого применения.

4. В связи с тем, что данная неделя нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, пространственного и творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задания допускали возможность выполнения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности.

12 — 13 слайд

Для проведения недели русского языка был составлен план.

1 –й день. Классный час «Его Величество – Русский язык»

2 – й день. Отборочный тур олимпиады. Диктант

3 – й день. КВН по русскому языку

4 – й день. Олимпиада

й день. Подведение итогов недели. Выпуск газеты.

Неделя русского языка началась с разговора о могуществе, красоте и силе русского языка, после чего школьники познакомились с планом проведения недели. Знакомство с планом неделей русского языка состоялось в виде путешествия в сказку «Как найти дорожку» учащиеся узнали, что мероприятия недели будут носить соревновательный характер. Во второй день дети писали диктант, по результатам которого были отобраны кандидаты на олимпиаду по предмету. В этот день к ребятам приходила в гости Мудрая Черепаха, которая эмоционально настроила ребят на написание диктанта.В третий день был проведен КВН, который содержал интересные конкурсы и занимательные задания:

Конкурс «Прочитай слово».

Конкурс «В гости к гласным».

В четвертый день была проведена олимпиада. Она проводилась в праздничной обстановке. Были предложены варианты заданий, а также черновики для записи своих рассуждений. В последний завершающий день были подведены итоги олимпиады, победителем стал Велиев Артем, набравший наибольшее количество баллов, был отмечен и призер – Давиденко Настя, у которой ответы были недостаточно полными. Победитель и призер были награждены грамотами. Проведение предметной недели русского языка в начальной школе показало, что такая форма организации внеурочной деятельности младших школьников способствует повышению интереса к обучению, позволяет выявить интеллектуалов, повышает самооценку школьников, объединяет учащихся, учит солидарности, взаимовыручке.

14 — 15 слайд

Для проведения недели математики также составлен план.

1 – й день. Открытие «Недели математики». Анкета «Я и мой класс в числах»

2 – й день. В мире математических задач

3 – й день. Выставка рисунков «С кем дружат числа?» и игра «Здравствуй, новая игра! Математическая!»

4 – й день. Интеллектуальный марафон. Театр юного зрителя

5 – й день. Математический КВН

Неделя математики началась с торжественного открытия, дети читали стихи о математике, о её важности и значимости, а также ответили на вопросы анкеты «Я и мой класс в числах». Во второй день ребята путешествовали по миру математических задач. В третий день была организована выставка рисунков, дети изображали любую цифру в виде какого – нибудь предмета, на который она похожа. Например, 1 – стоящий боком человек, а также были проведены игры такие как: «Вызов номеров», «Найди пару», « Математика из карандашей»… В четверг был математический марафон, который проходил в виде игры и разделен на 5 туров, каждый из которого состоит из вопросов и имеет свое название. В этот же день был проведен театр юного зрителя, школьники получили роли и разыгрывали сценки (квадрат, треугольник, автор), а также обущающиеся прослушали математические сказки, из которых узнали об интересных фактах о числах и в конце которых отвечали на вопросы. В последний день организовалась защита проектов на тему: «Математика в нашей жизни». В начале недели учитель предлагает учащимся поработать над творческим проектом «Математика в нашей жизни». Каждый ученик выбирает число для небольшого исследования. В помощь учитель выдаёт карточку с планом работы. Ответы на вопросы (предложенные в плане и дополненные самостоятельно) учащиеся рисовали, чертили схемами, записывали стихами, ребусами, загадками. А в пятницу каждый желающий представлял свою творческую работу всему классу. После защиты проектов был проведен математический КВН, как итог предметной недели по математике. Предметная неделя стимулирует детей на положительное отношение к обучению. Проведенные предметные недели вызывали интерес у учащихся, младших школьников привлекали задания занимательного характера, различные виды творческой деятельности, а также добровольность участия, возможность получать поощрения (похвала, грамоты, призы). Все это может служить основанием для формирования учебно — познавательной мотивации у обучающихся. Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов обучения и организации внеурочной познавательной деятельности младших школьников направленную на формирование учебно – познавательной мотивации.

1 6, 17 — 18 слайд

Кроме предметных недель, на уроках также регулярно проводились упражнения, игры, был использован большой наглядный материал, что повышает интерес учащихся к обучению и стремлению получать и добывать самостоятельно информации, а значит и повышается уровень мотивации младших школьников к учению. Немаловажно строить уроки так, чтобы учащиеся стремились принимать активное участие в деятельности, направленной на решение учебной задачи, создавать проблемные ситуации, включать младших школьников в учебно – поисковую деятельность, развивать у обучающихся стремление самостоятельно добывать информацию. С целью формирования и развития учебно – познавательных мотивов на уроках можно использовать следующие приемы:

1. Предоставление свободы выбора.

Создание ситуаций свободного выбора способствует осознанию обучающимися логики построения отдельных вопросов учебной программы, ориентирует их на непосредственное участие в определении ближайших и перспективных учебных задач.

2. Совместное планирование урока.

Для этой цели удобнее использовать уроки, не связанные с изучением нового материала, так как в этом случае учитель имеет более широкие возможности для варьирования учебным материалом.

Один из уроков можно использовать для приобщения детей к совместному планированию содержания урока. С этой целью на перемене на доске нужно записать те основные этапы, из которых предполагалось построить данный урок:

проверка домашнего задания;

устный счет;

решение задач;

самостоятельная работа;

занимательная задача;

подведение итогов.

Ориентируясь на данные этапы, учащимся необходимо предложить самим составить план урока. С этой же целью можно использовать и следующий прием. Покажем его на примере.

В начале урока учитель напоминает о том, что при подведении итогов предыдущего урока многие ребята отметили, что им еще плохо удается выполнять примеры, связанные с вычитанием. «Так, может быть, нам сегодня следует потренироваться в решении именно таких примеров?» — задает вопрос учитель.

Это предложение находит поддержку у учащихся и в урок включается работа, на которой отрабатывается решение примеров на вычитание данного вида.

Здесь участвует важный для дальнейшей работы критерий степень освоения учебного материала. Он актуализирует в сознании учащихся значимость объективно необходимого варианта свободного выбора.

3. Проведение самостоятельной работы.

4. Выбор домашнего задания.

5.Обучение исходя из запросов и интересов детей.

6. Использовать занимательные и логические задачи, а также различные упражнения на уроках.

Например:

Занимательные задачи по математике

Задачи в стихах

Логические задачи

7. Организация коллективной деятельности.

19 слайд

Для родителей 2 «А» класса было проведено родительское собрание на тему: «Домашние уроки. Как помочь ребенку хорошо учиться». Целью, которого являлось:

обсудить причины возникающих у младшего школьника трудностей в учебе и определить, как их можно предупредить и преодолеть;

научить родителей приемам выработки у детей привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий.

Родителям была представлена презентация на тему: «19 секретов для родителей второклассников», где даны советы по теме родительского собрания и разыграна ситуация, как вызвать у ребенка желания учиться.

20 слайд

Сравнительный анализ результатов первичной и итоговой диагностики по анкете Н. Лускановой позволяет констатировать, что при первичной обработке данных мною выявлены дети с 1 уровнем 0 учеников (0%) – это уровень высокой школьной мотивации, учебной активности; 4 ученика (22%) со 2 уровнем – это хорошая школьная мотивация; 12 учеников (67%) 3 уровня –это дети с положительным отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; 0 учеников 4 уровня (0%) – это низкая школьная мотивация и 2 ученика(11%) 5 уровня – это дети с негативным отношение к школе, школьная дезадаптация.

При вторичной обработке, 2 уровня детей стало 5 (28%), 3 уровня – 11 (11%), 4 уровня – 1 (6%), 5 уровня – 1 (6%). Проведение итоговой диагностики и сравнение её результатов с результатами первичного обследования учащихся выявило положительную динамику уровня учебной мотивации учащихся. Это подтверждает эффективность проделанной работы и говорит о том, что уровень учебно – познавательной мотивации младших школьников повысится в результате систематического проведения упражнений и игр как на уроках, так и во внеурочное время, а также ежегодное проведение предметных недель.

21 – 22 слайд

Нами также проводилось наблюдение с целью изучения динамики внешних параметров проявления отношения второклассников к учебной деятельности, определить стиль общения учителя с учащимися. Оно имела два направления:

Наблюдение за внешними параметрами проявления отношения учащихся к учебной деятельности.

Наблюдение за стилем общения учителей с учащимися и способом его оценивания.

Наблюдение за внешними параметрами проявления отношения учащихся к учебной деятельности велось по следующим параметрам:

Внимание (устойчивость) – произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

Желание задавать вопросы.

Желание ответить на вопросы или выполнить задание учителя.

Ожидание одобрения учителем.

Реакция на неудачу (отрицательная или положительная).

Желание помочь другим одноклассникам.

Готовность работать с одноклассниками и умение слышать их.

Наблюдение за стилем общения учителей с учащимися и способом его оценивания велось по следующим параметрам:

Использование оценок: положительная оценка, отрицательная оценка, содержательная оценка.

Использование отметок.

Использование активной работы класса.

Задания и поручения в форме: приказа, просьбы.

Помощь учащемуся в исправлении ошибки.

Помощь учащемуся с отрицательной реакцией на неудачу.

Соблюдение строгой дисциплины: на уроке, на перемене.

Обратная связь с учащимися.

Тон голоса учителя: спокойный, повышенный, резкий, строгий, крик.

Сравнение результатов работы учащегося: с достигнутыми им ранее, с результатами других учащихся.

23 — 24 слайд

Анализ исследований по проблеме формирования мотивов младших школьников позволил выявить психолого-педагогические условия эффективности педагогической деятельности, направленной на ее решение:

Формирование учебной мотивации — предмет специальной целенаправленной систематической работы педагога.

Задачи учебно – познавательной деятельности должны быть понятны младшему школьнику, внутренне приняты, значимы для учащегося и иметь отклик и опору в его переживаниях.

Организация обучения осуществляется с учетом потребности ребенка во внешних впечатлениях.

Учет при организации обучения потребности у учащихся в активности.

Развитие интеллекта должно опираться на поиск удовольствия от умственного напряжения.

Организация работы по формированию обещающимися учебно – познавательных мотивов младших школьников осуществляется на основе учета условия мотивации обучающихся.

Основой развития учебно – познавательных мотивов является целенаправленное и систематическое усвоение обучающимися знаний, умений, навыков.

При организации обучения педагог поощряет и стимулирует активную, познавательную деятельность обучающихся, направленную на анализ объектов изучения.

Развитие устойчивой мотивации успеха у обучающихся должно основываться на базе высокой адекватной самооценки.

В начале обучения формирование учебных интересов младших школьников осуществляется на основе развития первоначальных простейших интересов.

25 слайд

Эффективность формирования учебной мотивации младших школьников в процессе внеклассной деятельности работы достигается и развивается, если обеспечивается формирование учебно – познавательных мотивов, знаний и опыта деятельности по ее формировании, реализуется комплекс задач формирования: образовательные, воспитательные и познавательные.

Спасибо за внимание!






map