Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе



ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (методические рекомендации)

Сосканакова Т.А.

Учитель английского языка

Начальный этап обучения английскому языку представляет собой устно-вводный курс, целью которого является приобретение обучающимися элементарных умений и навыков устной речи (в конце учебного года письменной речи).

Учебный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Известно, что естественное состояние детей – игра. Поэтому наряду с учебной деятельностью важное значение имеет игровая форма деятельности. Отсюда исходят и содержание, и методы обучения, связанные с игрой. Я использую на уроках игры, песни, стихи, перевоплощения, танцы, мини-представления, которые способствуют общему развитию ребенка (развитию памяти, фонематического слуха, внимания, логики, умения общаться) и поддерживают интерес обучающихся к языку ( т.е. являются мощной мотивацией). Музыкальные физ. минутки помогают раскрепостить ребенка, снять его скованность, а также развивают его музыкальные способности. Игровые ситуации создают благоприятные условия и доброжелательную атмосферу для занятий английского языка ( что является дополнительной мотивацией для обучающихся).

Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи: произношение обучающимися трудных звуков, овладение основными типами интонации английских предложений. Правильное произношение усваивается в ходе имитации артикуляции, произношения звуков, слов, предложений учителем.

На первом году обучения английскому языку аудирование направлено на понимание речи партнера, учителя, диктора на слух, т.е. осуществляется в рамках диалогического и монологического общения.

Обучение говорению осуществляется по следующим принципам: путь «снизу» — исходным является отдельное высказывание — предложение (так называемый «речевой образец»), которое подчинено решению коммуникативной задачи: например, назвать себя, представить друга. Следующий этап будет запрос аналогичной информации у партнера. Таким образом, 1) обучающийся постепенно и систематично овладевает конкретными речевыми образцами и учится взаимодействовать с партнером, переходя с позиции сообщающего информацию на позицию опрашивающего и наоборот; 2) обучающийся учится связанному монологическому высказыванию. Решению коммуникативных задач подчинен грамматический аспект оформления речи. Грамматический минимум первого года представлен набором речевых образцов на уровне утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений (с помощью песен, стихов, диалогов-образцов и карточек: учитель читает предложения, указывая на схему и обращая внимание на порядок слов и интонацию предложения).

Одной из целей обучения английскому языку на первом году обучения является усвоение английского алфавита и транскрипции и установка на чтение вслух и про себя.

Каждое занятие тщательно планируется, определяются его цели и задачи приемы и формы работы. Для достижения поставленных целей важно установить уровень мотивации учения. С этой целью проводятся открытые уроки, на которых учащиеся получают возможность продемонстрировать свои приобретенные знания родителям, учителям, заслужить их одобрение, получить еще один стимул – толчок к овладению английским языком.

Занятия отличаются продолжительностью во времени ( 3 часа в неделю). Кроме того, класс делится на две группы – это дает возможность более широко использовать дифференцированный подход в обучении. Это проявляется в подборе учебного материала, в характере упражнений и организации учебного процесса. На уроке сочетание разных форм обучения (индивидуальная, парная, групповая и элементы Коллективного способа обучения: работа в парах сменного состава), тщательное планирование позволяет осуществить комплексное обучение на уроке всем видам речевой деятельности. Затраты времени на устную речь на уроке обычно не позволяет учителю уделять должное внимание чтению и письму; и наоборот, затраты времени на письмо и чтение не позволяет учителю уделить внимание устной речи. На мой взгляд, программа, базирующаяся на методических рекомендациях Верещагиной И.Н., позволяет установить баланс лексико-грамматического материала на уроке, а также повторяемость изученного материала. Особое внимание наглядности.

Значительное внимание уделяется лингвострановедческому подходу (жизнь сверстников за рубежом, их традиции и обычаи, форма проведения досуга, праздники и т.д., т.е. знакомство с реалиями страны изучаемого языка).

Основной целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний, общеучебных умений:

— умение читать и понимать несложные тексты;

— умение устно осуществлять диалогическое общение в типовых ситуациях общения в рамках учебно-трудовой, бытовой и культурной сфер общения;

— умение устно рассказать о себе, о своем окружении, передать содержание прочитанного (с непосредственной опорой на текст), выразить свое мнение, свою оцнку;

— умение понимать на слух основное содержание несложных текстов типа объявлений и информационных сообщений;

— умение письменно оформить и передать элементарную игнформацию, в частности, написать письмо, сделать выписки из текста и т.д.;

— умение учиться (работать с книгой, учебником, словарем).

Основные воспитательно-развивающие и учебно-образовательные цели и задачи.

Формировать интерес учащихся к предмету, иноязычному общению, культуре страны изучаемого языка.

Обеспечивать усвоение знаний, формировать навыки и умения у учащихся.

Поддерживать высокий уровень активности учащихся.

Прививать любовь к природе, животным, желание приносить радость.

Конкретные задачи.

Работать над пониманием и запоминанием лексики классного обихода.

Обеспечить усвоение речевых образцов.

Развивать навыки и умения устной (диалогической и монологической) речи.

Формировать грамматический навык употребления глагола «to be», «to have», и т.д.

Формировать грамматический навык употребления глагола в 3-м л. Ед.ч.

Формировать грамматический навык употребления существительных в ед.,мн.ч.

Формировать и развивать умения самостоятельного конструирования предложений на английском языке с опорой на модель.

Формировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы с учебником.

Известно, что контроль является важнейшим фактором в процессе обучения иностранному языку. Проверка достигнутого уровня обученности в четырех видах речевой деятельности может осуществляться на основе соответствующих ролевых игр, тестов, контрольно-измерительных материалов.

Краткое описание контрольных измерителей.

Говорение. Учащиеся должны общаться в заданных ситуациях в одной и более сферах (социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной), уметь адекватно реагировать на реплики собеседника, использовать реплики различного коммуникативно-функционального назначения.

Аудирование. Учащиеся должны понимать на слух основное содержание предъявленного текста, понимать реплики носителей языка в беседах на изученные общебытовые темы.

Чтение. Учащиеся должны знать основные правила чтения, читать и переводить тексты и диалоги, читать и понимать основное содержание текста без перевода, находить в тексте необходимую информацию, пересказывать, соглашаться или опровергать информацию.

Письмо. Учащиеся должны уметь заполнять стандартные формуляры, писать письма личного характера.




map