Особенности применения модульной технологии в начальных классах



Г.А.Тюкова,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №3» (г. Бийск)

Теоретические и практические аспекты применения модульной технологии,

как средства реализации ФГОС второго поколения

Необходимость предоставлять семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам — доступ к урокам лучших преподавателей выдвигает на первый план поиск технологий, которые могут обеспечить возможность дистанционного и дополнительного образования. В условиях, когда процесс образования не заканчивается школой, техникумом или ВУЗом, а система непрерывного образования стала велением времени, школа должна гибко перестраиваться на применение новых информационных технологий, обеспечивающих подготовку учащихся к продуктивному самообразованию. Технология модульного обучения соответствует этому требованию и может быть технологией дистанционного обучения. Проведём сопоставительный анализ между требованиями ФГОС и возможностями модульной технологии. Целевой компонент ФГОС и модульной технологии являются идентичными. Модуль – это функциональный целевой узел, объединяющий содержание, технологию работы над содержанием и форму контроля. В модуле продумана и спланирована самостоятельная работа обучающегося, указано содержание работы, включены задания для самоконтроля. Сравним. Целевой компонент ФГОС: «Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества». Целевой компонент применения модульной технологии в начальных классах: «Формирование личностных качеств у ученика, обеспечивающих ему возможность вести в дальнейшем самообразование».

Одно из современных требований социума к личности – умение обучать себя самостоятельно. Модульное обучение предусматривает предварительное планирование и прогнозирование не только учебно-познавательной деятельности, но и поступательное развитие самостоятельности школьника Целеполагание к уроку носит двусторонний характер. В плане урока учитель ставит перед собой педагогические цели: В учебном листе цель ставится с позиций ученика. Это та цель, которую ученик должен достигнуть в результате работы. Цель должна быть сформулирована научно, но на доступном к осознанию уровне. Общая дидактическая цель, которая стоит перед всем модулем, дробится на более мелкие подцели, которые служат как бы ступеньками к достижению основной цели, они фиксируются в учебных элементах. К этим подцелям даются пояснения в диалоговой форме.

Планируемый результат: овладение предметными знаниями через самостоятельную учебно-познавательную деятельность и формирование универсальных учебных действий.

Ориентирование на личную парадигму пути обучающегося в образовательном пространстве находит отражение в создании индивидуальных образовательных модулей с учетом особенностей обучающихся. Проектирование урока в модульной технологии предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, подбор содержания обучения, инструктивного методического материала, обеспечения необходимым оборудованием, разработанными картами для самоконтроля, самодиагностики, самооценивания. При подготовке к уроку учитель планирует двустороннюю деятельность: учителя и ученика. Для учителя разрабатывает план урока. Для каждого ученика — индивидуальный модуль изучения темы, который содержит учебное содержание; оборудование, источники информации, учебный лист; маршрутный лист самоконтроля (образец итоговой контрольной работы); рефлексию.

Технология разработки учебного листа. Учебный лист – это инструктивная карта, по которой ученик строит свою деятельность. В нем отражены: тема, цели, оборудование и учебные элементы. Схематично структуру учебного листа можно представить так: тема, цель, оборудование, УЭ–0, УЭ-1, УЭ–2, УЭ – Р., УЭ-К. УЭ – это учебные элементы. Они расположены в логической последовательности: каждый следующий является логическим продолжением предыдущего и необходимым звеном для дальнейшего продвижения к достижению цели. Количество УЭ не ограничено, но есть УЭ постоянные, обязательные к применению: УЭ – 0 Организационный. УЭ – 1 Входной контроль. УЭ – Р. Резюме. УЭ – К. Итоговый контроль. Его основное назначение – подвести итог работы над модулем и определить степень достижения цели.

Содержание — самостоятельный информационный блок. Оно должно соответствовать теме изучения, быть доступным, полным и комплексным, то есть достаточным для решения поставленных учебно-познавательных целей. Каждый модуль содержит в себе не только объём изучаемого материала, но и несколько уровней его усвоения.

Технологическая часть — советы в письменной форме: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал, в какой форме лучше организовать работу. Самое важное – это структурирование деятельности ученика. Восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизации. От технологической части зависит успешность самостоятельной работы. Чем менее подготовлен ученик к самостоятельной работе, тем более мелкими и подробно прописанными должны быть пункты в инструктивной части. Можно спланировать модуль изучения темы, раздела. Затем, крупный модуль дробить на более мелкие модули, дидактические цели, которых подчинены основным целям.

Система контроля состоит из: входного, промежуточного, итогового контроля.

Система оценивания. После завершения модуля выставляется итоговая отметка в соответствии с заданными критериями. Выставление отметок в журнал тем ученикам, которые удовлетворены результатом. Кроме общей итоговой отметки можно теперь выставить отметки в журнал и за учебные элементы (по результатам итогового контроля). Можно ввести контроль на рейтинговой основе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о своей успеваемости. Оценивание разноуровневое по накопительному принципу, осуществляется самостоятельно и осознанно по указанным критериям. При неудовлетворении накопленным баллом, всегда есть возможность перевыполнить задания в модулях и набрать большее количество баллов. Оценка при таком подходе оптимизирует учебный процесс, является стимулом для более качественного усвоения материала. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе.

Выстраивается новая парадигма взаимоотношений: ученик, учебник, учитель. Учитель воздействует на образовательный процесс опосредованно, через модуль. Возможность проводить индивидуальные консультации, дозировать уровень необходимой помощи усиливает уровень индивидуализации обучения. Ученик осваивает субъект-субъктные отношения. Принимает ответственность за результат обучения на себя. Высокая активность ученика в процессе самостоятельного обучения, чёткость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, способность к сотрудничеству, всё это способствует формированию универсальных учебных действий. При модульном обучении можно добиться индивидуального подхода по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности и темпу обучения, осуществлять оптимизирующую учебный процесс функцию оценивания.

Основной задачей начальной школы является формирование умения учиться, поэтому необходимо формировать у учащихся первичные умения обучать себя в рамках этой образовательной технологии. В начальной школе рекомендуется вводить технологию модульного обучения со 2 – 3 класса. Можно разрабатывать модуль в рамках отдельного урока, фрагмента урока, или организовать индивидуальную работу с отдельными учащимися. Изучение целого раздела по модулю возможно только при сформированной готовности к такой форме обучения. Как раз сформировать такую готовность и призваны уроки в модульной технологии в начальных классах.

Применение модульной технологии отвечает социальному заказу государства, современной образовательной парадигме ФГОС и личным интересам обучающихся разного возраста. Является одной из технологий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС второго поколения.

Литература.

Технология модульного планирования // Школьное планирование» 2007, №1,стр.60-82






map