Особенности проектирования урока по УМК Перспективная начальная школа



Особенности проектирования урока

по УМК «Перспективная начальная школа»

Всё так же спешат в школу любознательные мальчишки и девчонки. Всё тот же звенит звонок на урок. И всё те  же вопросы возникают в моей голове «Как сделать урок наиболее эффективным? Как преодолеть разрыв обучения с жизнью? Как научить детей применять свои знания на практике? Как научить детей учиться, при этом сохранить их здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, которому выбранная профессия приносила бы радость и счастье.

Рассматривая учебный процесс как единое целое выделяют прежде всего его организационные формы.

С этой точки зрения в начальной школе можно выделить уроки следующих типов:

урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий — урок «открытия» нового знания, нового вида учебного действия — личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного

урок формирования первоначальных предметных навыков иуниверсальных действий, овладения новыми предметными умениями ;

урок применения предметных ЗУНов, универсальных действий

урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий;

урок повторения предметных ЗУНов или закрепления универсальных учебных действий;

контрольный урок (урок проверки предметных ЗУНов, сформированное УУД, умений решать практические задачи);

коррекционный урок (индивидуальная работа над допущенными ошибками);

комбинированный урок

Все большую значимость в начальной школе приобретают сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые, помимо вышеперечисленных познавательных задач, решают специфические, только им свойственные задачи. Приведем примеры таких задач и назовем сравнительно новые формы проведения учебных занятий, где эти задачи реализуются.

Урок в библиотеке, в Интернет-клубе, в компьютерном классе, в предметном кабинете школы. Это может быть как урок первичного предъявления новых знаний, так и заключительный урок по теме. В любом случае одной из задач этого урока является формирование умений детей работать с новыми источниками информации — картотекой библиотеки, статьями в Интернете, коллекцией полезных ископаемых и т. д.

Учебные экскурсии в краеведческий, исторический, художественный музеи, по историческим местам города. Специфическая дидактическая задача урока — формирование первоначальных навыков получения новой информации за пределами учебного заведения.

Учебный поход в лес, поле, парк, заповедник, ферму и т. д. Основная задача учебного занятия — нравственно-этическая ориентация, формирование умений школьников работать с дополнительными информационными источниками путем непосредственного изучения явлений окружающего мира.

Лабораторный практикум. Основная цель занятия — формирование первоначальных навыков получения новых знаний посредством проведения опытов и экспериментов с использованием простейшего лабораторного оборудования.

Урок решения практических задач. Основная задача урока — изучение окружающего мира средствами математики.

Заседание школьного клуба. Одна из задач урока — нравственно-этическая ориентация, формирование умений делового общения.

Современный УМК «ПНШ» ставит перед собой задачу личностного духовно-нравственного развития обучающихся. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные группы. В УМК «ПНШ» прослеживается из-за общности интриги семейная жизнь, соблюдение традиций своей семьи, своего народа через знакомство с историей, событиями из жизни местопроживания семьи Ивановых и, которые перекладываются на историю родного села, семьи и родственников каждого учащегося. В комплекте ведётся развитие патриотизма, гражданственности, развивается любовь к семье, труду и творчеству, природе и человечеству, ведутся исследования, опыты и наблюдения (с элементами научности), неразделимы искусство и литература. Невозможно только лишь в школе развивать ребёнка. УМК «ПНШ» предусматривает социально-педагогическое партнёрство через связь с семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования и СМИ.

УМК «ПНШ» предлагает содержание начального образования в полном объёме современных государственных эталонов и программирует различные формы обучения, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. В связи с этим каждый УЧЕБНИК из этого комплекта – это ещё и инструмент по организации учебных форм обучения УЧЕНИКА на уроке и вне урока.

Новая технология УМК ставит УЧЕБНИК в центр всех составляющих комплекта (словарей, справочников, хрестоматий, тетрадей для самостоятельной работы, Интернета) и реализуется через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих методике обучения как гуманитарным, так и естественно-математическим предметам. Эти типические свойства в свою очередь определяют т особую, единую для всего комплекта структуру учебника. В каком-то смысле учебник становится самоучителем для ребёнка, его настольной книгой.

Учебники комплекта «Перспективная начальная школа» предлагают учащимся различные виды работ в парах и в группах: чтение текста по цепочке, запись плана, составление задач, разбор орфограмм, работа с Обратным словарём и т.д.

Учащиеся, познакомившись с темой урока, поставив для себя цели на урок, при планировании деятельности на занятие видят, какая работа будет: работа с правилом, чтение обучающей статьи, индивидуальная работа, работа в паре, в группе. Всё это благодаря условным обозначениям, находящимся на страницах учебников. Анализируя урок эти обозначения помогают ребятам провести рефлексию занятия.

Чем старше становятся ученики, тем более сложные задания им предлагаются для решения в парах, группах: составьте описание внешности сказочного героя, рассказ, используя устойчивое выражение, план к тексту и т. п. Работа в группах не вызывает у учащихся трудностей, дети любят такую совместную деятельность.

При использовании на уроках групповой работы:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;– меняется характер взаимоотношений детей: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;– сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;– растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Преимуществами группового обучения являются:

1​ Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).

2​ Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.

3​ Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается дифференцированный подход.

4​ Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

5​ Воспитывается взаимоуважение.

6​ Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.

7​ Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.

8​ Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

9​ Реализуется принцип деятельности.

10. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.

11.Учащиеся усваивают больший объем материала.

12​  Обеспечивается единство воспитания и обучения.

13​  Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.

14​  Минимальный объем домашнего задания.

15​  Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 4-5 отчетов групп.

Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяют учителю существенно улучшить качество обучения.

На традиционном уроке учитель сообщает ученикам новую информацию, дети пассивно слушают и, в случае если их спросят, отвечают на вопрос. Желательны правильные ответы. Поэтому ученики соревнуются друг с другом за право высказать ожидаемый ответ, признание учителя, определенный статус в классе, хорошие отметки.

Объединенные для выполнения задания в группы ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы как таковой. В заключении хочется отметить, что урок –это всего лишь крошечный фрагмент мощного процесса учебной деятельности и творцами этого процесса являетесь вы! Желаем вам удачи в вашей нелегкой работе!






map