Особенности произвольного зрительного внимания у детей с дисграфией



Белова Елена Геннадьевна

Особенности произвольного зрительного внимания у младших школьников с дисграфией

Актуальность исследования

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность её изучения не снижается. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Учёные Р.Е.Левина, А.В.Ястребова, Л.Г.Парамонова и др. связывали возникновение дисграфии с нарушениями устной речи.

В последнее время в связи с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности: вниманию, памяти, зрительно- и слухомоторным координациям, которые играют важную роль и при овладении письменной речью.

Особо следует выделить роль произвольного зрительного внимания в процессе овладения письменной речью.

Проблема изучения различных свойств внимания и письменной речи у учащихся с дисграфией все еще остается актуальной. Данному вопросу посвящены работы таких авторов как Т.В. Ахутина[1,2] , Л.С. Цветкова[8], А.Н. Корнев[3], Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова[4], А.Р. Лурия[5], И.Н. Садовникова[7], Н.В.Разживина[6]. Уровень сформированности различных свойств произвольного зрительного влияет на успешность обучения ребенка в школе. Выявление особенностей формирования зрительного внимания у младших школьников с дисграфией может способствовать лучшей организации коррекционного обучения с учетом имеющихся проблем. На базе школы было проведено исследование произвольного зрительного внимания младших школьников с дисграфией.

Предмет исследования: особенности внимания у детей с дисграфией.

Цель работы – изучить состояние произвольного зрительного внимания у младших школьников с дисграфией.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1) изучить логопедическую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;

2) определить содержание методики исследования произвольного зрительного внимания у младших школьников с нормальным речевым развитием и с дисграфией;

3) произвести сравнительный анализ результатов исследования произвольного зрительного внимания у младших школьников с нормальным речевым развитием и с дисграфией;

4) выявить особенности произвольного зрительного внимания у младших школьников с дисграфией;

5) разработать методические рекомендации по развитию произвольного зрительного внимания у детей с дисграфией.

Гипотеза – учитывая, что успешное овладение процессом письма основывается на сформированности специфических, общефункциональных механизмов речевой деятельности, и обеспечивается участием различных структурно – функциональных компонентов, многих психических функций, среди которых большое значение имеет высокий уровень развития внимания, можно предположить, что у детей с дисграфией уровень сформированности всех свойств произвольного зрительного внимания будет ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Содержание методики обследования

В качестве методического, стимульного материала для оценки устойчивости, концентрации, распределения и переключения внимания младших школьников выбраны корректурная проба по таблицам колец Э. Ландольта, тест Пьерона-Рузера, корректурная проба Бурдона. Они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разного возраста, получая сравнимые и преемственные показатели. Для оценки объёма внимания используется методика «Запомни и расставь точки».

Организация исследования

В констатирующем исследовании приняло участие 40 школьников 8-9 лет: 20 детей с нормальным речевым развитием; 20 детей с дисграфией. Исследование было проведено на базе школы № 90 Выборгского района города Санкт-Петербурга.

Результаты исследования

В ходе исследования выявлено своеобразие процессов формирования различных свойств произвольного зрительного внимания у детей младшего школьного возраста с дисграфией, по сравнению с их сверстниками с нормальным речевым развитием, которое заключалось в следующем:

Дети без речевой патологии по всем методикам показали высокий или средний уровень развития внимания. Самым высоким показателем внимания для данной группы стала переключаемость внимания.

Полученные данные соотносятся с имеющимися в литературе сведениями и объясняются продолжающимся развитием внимания у младших школьников и индивидуальными особенностями детей.

У детей экспериментальной группы сформированность концентрации и переключения соответствует очень низкому уровню, сформированность распределения и объёма – низкому уровню, устойчивости – среднему уровню.

Наименее сформированными свойствами внимания, для детей с дисграфией, являются концентрация и переключение внимания. Это можно объяснить трудностями поддержания рабочего состояния, повышенной утомляемостью, колебаниями работоспособности. Ахутина Т.В. связывает это с трудностями поддержания активного тонуса коры, и считает одной из распространенных причин трудностей письма. Вместе с тем дети испытывают затруднения в произвольном сосредоточении внимания при продолжительном выполнении задания. Об этом же свидетельствуют данные исследований Н.В.Разживиной. В ходе исследования дети экспериментальной группы допускали большое количество ошибок персеверативного характера, вычёркивали элементы до и после нужного.

У детей экспериментальной группы устойчивое, но низкопродуктивное внимание.

Сравнительный анализ результатов эксперимента позволил сделать вывод о том, что дети с дисграфией в среднем отстают от детей с нормальным речевым развитием по большинству исследуемых параметров. Уровень сформированности переключения произвольного зрительного внимания у детей экспериментальной группы очень низкий, в 2 раза ниже, чем у детей контрольной группы, что можно объяснить недостаточной подвижностью основных нервных процессов в коре больших полушарий. Так же у детей экспериментальной группы выявлен очень низкий уровень сформированности концентрации внимания. Полученные данные можно объяснить несформированностью произвольной регуляции действий у детей с дисграфией (функций планирования и контроля). Что, в свою очередь, может проявляться в трудности удержания произвольного внимания. Выявлена разница показателей сформированности объёма и распределения произвольного зрительного внимания. Так у детей с нормальным речевым развитием показатели объёма и распределения внимания соответствуют среднему уровню сформированности, а у детей с дисграфией – низкому уровню. Объём и распределение внимания тесно связаны с мышлением и зависят от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Низкий уровень развития объёма и распределения внимания можно объяснить парциальным недоразвитием ряда психических функций.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей экспериментальной группы имеются затруднения при выполнении заданий, условие которых требует высокого уровня развития произвольного зрительного внимания.

Методы статистической обработки результатов

Для подтверждения достоверности различий полученных данных был использован Т-критерий Стьюдента.

Достоверные различия у детей с дисграфией и детей с нормальным речевым развитием выявлены по 4 показателям:

а) концентрация

б) распределяемость

в) объём

г) переключаемость произвольного зрительного внимания.

Корреляционный анализ по Пирсону показал наличие достоверных взаимосвязей в экспериментальной группе между показателями распределения и переключения внимания. Они имеют прямую корреляцию.

Выводы

Результаты проведенного исследования позволили нам выявить следующие особенности произвольного зрительного внимания у детей с дисграфией:

1. Уровень сформированности всех свойств произвольного зрительного внимания у детей с дисграфией ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

2. Произвольное зрительное внимание детей с дисграфией отличается повышенной отвлекаемостью, невозможностью сосредоточиться на нужном объекте. Внимание детей поверхностное и низкопродуктивное, что обусловлено ослаблением активного и преобладанием пассивного внимания.

3. У детей с дисграфией снижена способность к длительной концентрации на определенном объекте. Отмечена истощаемость внимания, быстрая утомляемость детей.

4. Неспособность удерживать в зоне произвольной целенаправленной психической деятельности достаточное число объектов приводит к сужению объема внимания.

5. Внимание детей с дисграфией тугоподвижное. Школьники не могут быстро переключать внимания с одного объекта на другой, характерна застреваемость на одном из предметов.

Таким образом, подтвердилась гипотеза данного исследования о том, что у детей с дисграфией уровень сформированности всех свойств произвольного зрительного внимания будет ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

Библиография

Ахутина Т.В.Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования./ Ахутина Т.В. Меликян З.А. Низнайко Н.Н. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. № 4, стр. 36-48.

Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика — М .,2001.- С 52-58.

3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей — СПб., 1997. — 286 с.

4. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников– СПб., 1997.-167 с.

5. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002. С.69-70.

6. Разживина Н.В. Особенности внимания у детей с нарушением письма / Н.В. Разживина // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 2002. -С. 108-110.

7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- 1995. -151с.

8. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997, — 256с.




map