Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе



Особенности проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе.

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

К.Д.Ушинский

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения. Главные ценности — сам ребенок, культура, творчество. Следствием этого является взгляд на образование как на деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество.

Здесь можно привести слова Михаила Пришвина: «Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева». Из этого следует, что каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Личностно-ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий, используемых на уроке, – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Задача учителя — выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Средства достижения учителем цели урока: — использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; — создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; — стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

— использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; — оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения; — поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

— создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Ребёнок приобретает новый социальный статус – становится школьником, учеником. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, очень важно внимание взрослого. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. На уроках необходимо создание таких педагогических ситуаций общения, которые помогают каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставляют возможности для естественного самовыражения ученика.

В своей книге «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» педагог Ш.А. Амонашвили определяет технологию личностно-ориентированного процесса. «Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействуйте, выражайте ему «сорадость», «сочувствие» или «вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему», «выражайте живой интерес к увлечениям отдельных детей», «удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку».

Но не секрет, что в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологического развития каждого школьника.

Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого. Этому может помочь дифференцированный подход в обучении.

Дифференциация необходима по следующим причинам:

— разные стартовые возможности детей;

— разные способности, а с определённого возраста и склонности;

— для обеспечения индивидуальной траектории развития.

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации — индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

Использование форм и методов уровневой дифференциации, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно – ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

— построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

— обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

— только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно – ориентированного процесса обучения.

Организуя внутриклассную дифференциацию, учитываются несколько этапов:

1.     Проведение диагностики учащихся школьным психологом; анкетирование родителей, личные наблюдения учителя;

2.     Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики, анкетирования и наблюдений;

3.     Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;

4.     Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;

5.     Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Для организации дифференцированного обучения в классе используется групповая форма. При формировании групп учащихся, учитываются:

— различный уровень усвоения материала на данный момент;

— уровень работоспособности и темп работы;

— особенности восприятия, памяти, мышления;

— уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

На основе этого происходит не деление детей на «слабых» и «сильных», а формирование трёх условных групп. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

Первая группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Они способны справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. У этих детей хорошо развиты познавательные потребности, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Вторую группу составляют учащиеся со средними показателями успеваемости по предмету. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Третью группу составляют учащиеся, отличающиеся низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Осуществляя групповую дифференциацию, необходимо создать атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

Используя различные способы организации деятельности и единые задания, дети дифференцируются по:

— Степени самостоятельности учащихся;

— Характеру помощи учащимся;

— Форме учебных занятий.

При осуществлении дифференцированного подхода необходимо опираться на следующие условия:

1.Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.

2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

3. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.

4.Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале – каждого ученика).

5. Осуществление оперативной обратной связи.

6. Соблюдение педагогического такта.

 Методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:

— дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;

— дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности);

— дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям;

— индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);

— дифференцированный метод поощрения;

— использование наглядности в разных видах;

— проектная деятельность учащихся, направленная на развитие творческих способностей учащихся.

Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Дифференцированный подход в обучении можно осуществить на разных этапах урока: при проверке домашних заданий, при актуализации знаний для нового материала, при закреплении, повторении, в самостоятельных работах.

При подготовке к урокам необходимо проанализировать цели урока, программный материал, определить его место на уроке, объём и степень сложности и, в зависимости от этого, определить виды дифференцированных заданий. Нет необходимости все виды заданий делать дифференцированными. Это затрудняет своевременный контроль выполненных упражнений и снижает общий темп урока.

На первых порах уровень сложности заданий для каждого ученика определяет учитель. В дальнейшем дети могут самостоятельно выбирать для себя задания. По результату можно будет судить, адекватно ли оценивает себя ученик, либо завышает или занижает свои способности.

Одним из способов повышения эффективности урока является использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д. Соединение учебной и игровой деятельности удерживает внимание и интерес во время всего урока.

Для того чтобы урок действительно стал личностно — ориентированным, учитель обращается к субъектному опыту школьника как опыту их собственной жизнедеятельности. Самое главное, чтобы ребенок овладел способом решения поставленной задачи. Учитель использует для этого следующие приемы: «Давай подумаем вместе…», «Расскажи, каким способом выполнял задание…», «Выбери по своему усмотрению путь решения задачи и постарайся дать ему объяснение…».

Также во время проведения урока эффективен следующий метод: учитель поручает часть своих функций ученикам. Например, сильные ученики проверяют работу одноклассников, вслед за учителем вторично объясняют какой-либо материал. Такие вопросы: «Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?», «Что делал для того, чтобы найти ответ?», «С чего ты начинал, когда стал решать данный вопрос?», способствуют развитию у младшего школьника рефлексии своих интеллектуальных действий, самостоятельности, умения аргументировать свое решение. Ребенок ощущает себя активным творцом на уроке, это укрепляет его собственное «я», заставляет задуматься над тем, что он делает и как он это делает.

Для развития личности хороши задания творческого характера: сделать рисунок или поделку на заданную тему, подготовить сообщение о ком-либо или о чём-либо, написать отзыв или сочинение. Здесь очень важно, чтобы каждая работа была оценена учителем.

 Положительные аспекты дифференцированного подхода в обучении: — исключение «уравниловки» и «усреднения» детей;

— появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;

— повышение уровня Я — концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

— повышение уровня мотивации учения в сильных группах;

— в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;

— выступает как средство развития самостоятельности учащихся.

 Отрицательные аспекты дифференцированного подхода в обучении: — лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

— несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся «неординарные дети»;

— подготовка учителя к уроку с использованием дифференцированного подхода к обучению требует больших временных затрат.

При правильной организации личностно-ориентированного обучения в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты:

1. У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.

2. Овладение учащимися самоконтролем и самооценкой в учебной работе.

3. Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей его ступенью.

Основные требования к организации личностно — ориентированного урока в начальной школе:

—  отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;

—  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

—  использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

—  «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

—  поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

—  создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Процесс реализации личностно-ориентированного обучения будет наиболее эффективен при соблюдении следующих условий: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор материала урока, позволяющего реализовывать основную цель личностно — ориентированного обучения — создание условий для развития личностных функций учащихся.

Памятка

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех

учеников в ходе урока.

Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Использование проблемных творческих заданий.

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Младший школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей; учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с окружающим миром.






map