Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой пси



Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой психического развития

       Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.

        В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты дошкольного учреждения планируют все занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.

         Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, математикой, конструированием. Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).

           Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изобразительная деятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким, друзьям, а также использовать их в игре.

            Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка. Но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:

Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик»).

Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное).

Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров), хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.

Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).

Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).

Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик и т.д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т.д.) для закрашивания в младших группах.

Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин; цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу и т.д.).

Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные кляксы), а также выполненных ранее детских работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина).

             Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное от занятий время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).

Темы для свободного рисования, лепки, аппликации могут быть самые разные:

«Что я умею рисовать?»

«Веселое рисование»

«Что хочу…и чем хочу…»

«Картинка из мозаики»

«Лепим продукты для магазина»

«Мой любимый праздник»

«Укрась что хочешь»

«Кто летает?»

«Нарисуй любимую сказку»

«Вылепим что-нибудь вкусненькое»

Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу. Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки, творческих способностей, эстетического восприятия.

Несколько слов о поощрении

Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т.д.) формах.

Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.

Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.

Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

Глаза в глаза…

Занимаясь с ребенком,

Сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении – к результатам, которых вы оба ждете.

Занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стульчике; он — на полу и вы — на полу).

Следите за своим голосом и организацией речи (паузы, ударения, высота, тембр, звучание).

Принимайте ребенка таким, какой он есть!

Будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что делает).

Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни.

Никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.




map