Особенности работы с детьми находящимися в условиях эмоциональной депривации



Пазарацкас Е.А.

Педагог-психолог

ГБОУ школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Работая с детьми в школах интернатного типа, имеющими ОВЗ, с целью улучшения их психического здоровья, необходимо максимально учитывать социальные факторы, влияющие на их развитие, что дает возможность лучше понять причины порождающие проблемы адаптации ребенка в социуме, трудности учебной деятельности, а на следующем этапе — важно урегулировать межличностные конфликты, которые неизбежно возникают в школе.

Одной из проблем ребенка, личность которого формируется в условиях эмоциональной депривации и ведущая к его дезадаптации в социуме, является его агрессивное поведение, которое чаще всего — защитная реакция на стрессорную ситуацию. В процессе наблюдения детей, воспитывающихся в школе–интернате, сформировалась необходимость лучше понять причины, порождающие агрессивное реагирование в межличностных отношениях среди учащихся.

Актуальность этой проблемы в том, что школьный период человека затрагивает большой пласт его жизни и оказывает серьезное влияние на формирование личности. Придя в школу, ребенок попадает в новый для него социум, который неизбежно порождает как внутриличностные, так и межличностные конфликты, неразрешенность которых приводит к невротизации.

В школе – интернате адаптация ребенка проходит сложнее, чем в общеобразовательной школе, так как ребенок, начиная с первых дней нахождения в школе – интернате практически меняет место жительства. Дети, выросшие в школах – интернатах отличаются от детей, выросших в нормальной семье, своим самосознанием. По мнению Эриксона: «Самосознание – это та область психического развития, с одной стороны, являющаяся ключевой для формирования личности, а с другой – в наибольшей мере уязвимой в условиях воспитания вне положительного семейного влияния». Внутренняя тревога, напряженность, сомнения пронизывают жизнь ребенка и мешают его психическому развитию, поэтому так важно помочь ему в снятии внутреннего напряжения, тревожности, что позволит лучше воспринимать школьную программу, повысит мотивацию к успешной деятельности и это естественно положительно отразится на других сферах его жизни.

Гармонизация эмоционального уровня школьников и педагогов, помощь в стрессорных ситуациях, в разрешении внутриличностных и межличностных конфликтов, является неотемлимой частью в психолого-педагогической работе с личностью ребенка, и в итоге способствует улучшению психологического здоровья, как детей, так и взрослых, работающих с ними.

Как дети реагируют в фрустрирующих их ситуациях, при вынужденной необходимости сдерживать свои эмоции? Чаще всего в трудных для ребенка ситуациях бросается в глаза стандартность, стереотипность поведения детей, характерная для школы-интерната. Защитное поведение ребенка зависит от его личностных черт, и не у всех детей стресс провоцирует агрессию, агрессивно реагируют более возбудимые дети, но именно такие дети становятся «неудобными» в школьной среде. Для тревожных характерно плакать, грустить. Добросовестные дети стараются получить одобрение в обществе, поэтому чаще отрицательные эмоции вытесняют. Негативные эмоции сдерживаются и начинают проявляться в момент наивысшего напряжения. Эмоции проявляются в такой форме, которая не одобряется окружающими взрослыми, а это, как следствие загоняет ребенка в еще больший стресс.

Дети школы – интерната, при теоретических знаниях правил «хорошего» поведения в школе, агрессивно конфликтуют, или погружаются глубоко в свой внутренний мир, до которого потом очень трудно «достучаться».

Ребенок пытается подстраиваться под требования взрослых, но несформированность навыков совладения со стрессом, недостаточный опыт в выстраивании коммуникаций, часто приводит его в состояние фрустрации.

На сегодня уже считается доказанным тот факт, что отрицательное воздействие стресса тем хуже, чем беспомощнее себя ощущает человек в этой ситуации.

В структуре личности детей, воспитывающихся в школе – интернате, можно выделить несколько личностных свойств, которые побуждают их снимать внутреннее напряжение, через усиление экспрессивного поведения (внешнего выражения эмоций). К ним можно отнести напряженность, возбудимость, низкий самоконтроль, склонность к риску, недобросовестность, низкий уровень интеллекта, доминантность. Для детей с такими личностными особенностями, в трудных ситуациях типичны реакции активного протеста: взрывные реакции со вспышками гнева, плача, крика, разрушительными действиями и агрессией, возбуждение с аффективным сужением сознания, злонамеренные поступки, прямо или косвенно наносящие вред обидчику. При этом агрессия может быть направлена не только вовне, но также и на самого себя.

Агрессия ребенка школы – интерната.… О чем она нам говорит? Как агрессия ребенка влияет на развитие его личности? Ответы на эти вопросы помогут оказывать правильную психологическую поддержку воспитанникам школ – интернатов, следовательно, сделает работу учителя более эффективной. Помочь детям, находящихся в условия эмоциональной депривации, лучше адаптироваться к социуму, максимально содействовать их психологическому, личностному и индивидуальному развитию можно только при продуктивном взаимодействии взрослого с ребенком, которое учитывает многие факторы, влияющие на поведение ребенка. Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов работы. Рассчитывать на хорошую динамику можно только при планомерной, последовательной, целенаправленной работе.

Педагогу важно учитывать причины, порождающие агрессивное реагирование детей, для более полного их понимания. Приведу лишь некоторые факторы, повышающие возможность агрессивного реагирования на стимул, у детей находящихся в условиях эмоциональной депривации (перечисленные ниже факторы, являются результатом психологического наблюдения и психологических бесед с детьми).

Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения ребенка, находящегося в условиях эмоциональной депривации:

1.Желание привлечь к себе внимание.

2.Желание занять лидерскую позицию.

3.Агрессивное реагирование, как опыт реагирования, полученный от родителей.

4.Агрессия, как отражение учительской агрессии.

5.Агрессия, как одна из форм общения.

6.Агрессия, как протест.

7.Агрессия, как соперничество.

8.Агрессия (физическая), как компенсация недостатка тактильных ощущений (пример объяснения причины физической агрессии мальчиком, 9 лет, «Я ее люблю…»).

9.Агрессия, как неумение вербализовать свои желания (пример: агрессивно прыгают друг на друга).

10.Агрессия, как следствие вытесненной психотравмирующей ситуации в более раннем возрасте, связанной с физической агрессией, которую испытал на себе «сегодняшний» агрессор, возможно в период адаптации в школе (часто это можно наблюдать в подростковом возрасте).

11.Дезадоптация ребенка в школе способствует формированию агрессии.

12.Вербальная агрессия часто считается нормальной формой общения для детей из асоциальных семей.

13. Агрессия нарастает по мере увеличения физической усталости.

Форма выражения детьми своих эмоций, существенно влияет на их адаптацию в социуме, от этого во многом зависит то, как ребенка воспринимает его окружение. От эмоциональной атмосферы, которая создается в процессе общения детей и взрослых, зависит не только мотивация на развитие себя, как личности, но и психическое здоровье в целом. Дети школ — интернатов, имея ограниченные возможности здоровья, имеют еще и отрицательный социальный опыт. Дети, воспитанные в отвержении, в конфликтах, несправедливо наказываемые и т. д., то есть дети из неблагополучных семей, имеют множество внутренних конфликтов, в основе которого лежит внешний. Важной задачей педагогов и психологов школ является помощь детям в обретении более гармоничного внутреннего мира, повышения их мотивации к личностному росту, в целом улучшение их психического здоровья.




map