Особенности работы с одарёнными детьми



Особенности работы с одарёнными детьми

Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

         Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Требование повышенного внимания к детям с признаками одаренности объясняется тем, что отсутствие необходимых условий для их развития и реализации их способностей может нанести непоправимый ущерб дарованиям, а, следовательно, и качеству интеллектуального потенциала общества.

         Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), особенно если существующие нормы и правила идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято не является аргументом. Ему нужно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям стоящим ниже в плане развития способностей. В этой связи задачей педагога является необходимость добиваться изменения такой позиции.

         Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому главное звено – педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

         Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием личности ребенка.

       Таким образом, необходимо создавать условия для повышения мотивации к творческой деятельности. Начинать надо с младших классов.

         Интерес к обучению у младших школьников обычно устойчивый,  но с годами он падает, поэтому постоянно надо создавать ситуацию успеха.

         После каждого урока я предлагаю учащимся закончить предложение:

 — Мне понравилось…..

 — Я научился…..

 — Лучше всего на уроке у меня получается….

 На уроках даю задания типа:

— Поработайте в парах. Выясните. Расспросите. Разыграйте диалог. Составьте рассказ. Обоснуйте своё мнение. Подготовьте краткое сообщение.

Система Л.В.Занкова, по которой я работаю, предполагает не только зону ближайшего развития ребёнка, но и постоянную работу на перспективу. Разноуровневые задания разработаны и по русскому языку, и по математике в текстах учебников А.В.Поляковой и И.И.Аргинской. Много творческих развивающих заданий и по окружающему миру и литературному чтению.

Углублению знаний обучающихся и развитию мотивации и интереса к учёбе служат кружки «Занимательная математика» и «Русское слово», которые я веду во внеурочное время.

Обучающиеся моего класса являются активными участниками предметных недель, проводимых в школе, предметных олимпиад, в которых неоднократно становились победителями.

Ребята моего класса участвовали во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество», в Международной игре-конкурсе «Русский Медвежонок-языкознание для всех» (Володичева Е. и Бабьяк Д.- победители, 2011 г.), в Международном конкурсе «Золотое руно» (Филимошина Н. и Спесивцев Е. победители, 2012 г.), в Международном конкурсе «ЭМУ – СПЕЦИАЛИСТ» (Мокшин И. и Михайлова С. – победители, 2012г.), во Всероссийской игре-конкурсе «Инфознайка – 2012» (Спиридонов М., Емельяненко А. – победители).

Всё это повышает мотивацию к получению знаний и стремление стать победителями во всём, то есть служит развитию одарённости в детях.






map