Особенности работы с одарёнными детьми_64190



Боровик Е.П

г. Новый Уренгой, Россия

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Сегодня цель образования — это не просто сумма «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник школы, а характеристика того, как у него сформированы познавательные и личностные способности. Задачей современной системы образования становится освоение обучающимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и всей совокупности «универсальных учебных действий».

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие — одно из важнейших направлений деятельности школы.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

Дети, одарённые в сфере академических достижений, у них наиболее развиты склонности к языку и литературе, математике и естествознанию.

Дети с творческим и продуктивным мышлением, отличаются независимостью, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение.

Дети с преобладанием контактности, потребности к лидерству, отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями.

У ребёнка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке.

Одарённость в двигательной сфере, которая проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков, физической силы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одарённых детей.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого можно использовать следующие формы работы:

1. Урочная деятельность (уроки по предметам).

2. Школьные мероприятия.

3. Театрализованные праздники.

4. Международные, всероссийские и региональные конкурсы и олимпиады.

1. В урочной деятельности используются формы и методы:

проблемно-развивающее обучение;

работа в малых группах;

проектно-исследовательская деятельность;

игровые технологии (деловые игры и путешествия);

информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

творческие и нестандартные задания.

Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся — решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные мероприятия. При проведении школьных мероприятий у детей начальных классов появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, при непосредственном участии в представлениях, но и проявить творческие навыки, при разработке сценария постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и самосовершенствованию.

Важнейшей формой работы с одарёнными учащимися являются олимпиады и конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Итак, заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности — залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Сведения об авторе: Боровик Екатерина Павловна — учитель начальных классов, высшей категории, МБОУ СОШ № 17 ЯНАО, г. Новый Уренгой, Россия




map