Особенности работы с первоклассниками в условиях зрительной депривации



Особенности работы с первоклассниками в условиях зрительной депривации.

Развитие детей с нарушениями зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов:

глазных заболеваний

сопутствующих заболеваний

уровня развития сохранных анализаторов

особенностей формирования личности и развития познавательной деятельности

семейного воспитания

уровня физической активности

Многие из детей, обучающихся в нашей школе, имеют такое заболевание как РПН и частичная атрофия зрительного нерва, эти нарушения связаны с различными заболеваниями ЦНС, такими как:

органические поражения центральной нервной системы

минимальная мозговая дисфункция

детский церебральный паралич

Эти заболевания могут провоцировать психопатоподобные расстройства поведения, снижение обучаемости, истощаемость психических процессов, нарушение объема и концентрации внимания, проблемы при запоминании материала. Помноженные на особенности развития психики незрячих детей эти расстройства приводят к задержке их развития. Многие дети, приходя в школу, не готовы к школьному обучению, принятию на себя позиции школьника.

На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы по следующим направлениям:

1.Развитие мотивационной сферы. Многие дети не понимают зачем они пришли в школу, или ожидают чего-то интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учению быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещающие дошкольные учреждения и дети из неблагополучных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой и страхом. Следовательно. необходимо сделать обучение более привлекательным, заинтересовать ребенка.

Пути достижения:

— создание благоприятной обстановки в классе (внешний вид класса, место для отдыха.)

— наличие игрушек

— постоянная занятость во внеурочное время

— использование игровых моментов на уроках (сказочные персонажи-помощники)

— создание ситуации успеха, поощрение малейшего успеха, положительного результата.

— оценка успехов ребенка относительно его собственного развития.

2. Умение ориентироваться в пространстве.

Учитель на начальном этапе выполняет функции родителя, няньки. С первых минут пребывания в школе мы знакомим ребенка с помещениями (класс, коридор, туалет, лестница и т. п.)

Так же необходимо:

— рационально располагать учебные принадлежности на рабочем месте, особенно это важно при монокулярном зрении.

— до начала урока проговариваем, какие учебные принадлежности необходимы для урока.

— все учебные предметы должны быть на своих местах.

3. Волевая готовность.

Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет восприятие, запоминание и следование инструкциям. Дети, особенно не посещавшие дошкольные учреждения часто не реагируют на вопрос, который задали всему классу. Это затрудняет их участие в коллективной работе.

— инструкции должны быть четкими и конкретными

— перед новым заданием необходимо привлечь внимание ребенка, попросить рассказать, что он будет делать.

4. Социальная готовность.

Необходимо организовывать совместный досуг детей. Предлагать им занятия во внеурочное время. Приучать работать в парах, группах. Давать различные посильные поручения.

5. Интеллектуальная готовность.

Перед учителем стоит задача найти такие приемы работы, которые давали бы детям возможность получать нужные знания, может быть в замедленном темпе, но без лишнего зрительного напряжения. Не стоит увлекаться устными формами. Когда ученик самостоятельно выполняет письменное задание, то он находится в условиях при которых должен быть активным, т. е. делать вычисления, решать примеры, думать над постановкой вопросов к задаче. При сокращении количества письменных заданий, увеличении устных, контролируются только отдельные дети. Есть опасность, что часть учеников более слабых, медлительных и инертных выпадет из работы.

Чтобы избежать этого учитель должен тщательно продумывать формы и методы работы. Обязательно должны присутствовать индивидуальные задания на карточках.

Объем заданий может быть меньше, но сами задания более разнообразны.

Для обогащения чувственного опыта широко используются предметные уроки, на которых вырабатывается и закрепляется алгоритм обследования предметов.

По всему периметру предмета, начиная с левого верхнего угла.

Начиная из центра в верхней части фигуры, затем симметрично в правую и левую сторону, вниз, и к центру в нижней части фигуры.

Учитель обращает внимание на восприятие контура, а затем на отличительные признаки.

Изображения должны быть реалистичны и разнообразны (натуральные предметы, аппликация, контурные рисунки).

Хорошо спланированная работа по этим направлениям позволяет ребенку успешно адаптироваться в школе, «дозреть» до школьного обучения.




map