Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте



Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте

В настоящее время обществу требуются люди, мыслящие не шаблонно, готовые действовать не по инструкции, способные создавать новые образы, один словом, креативные люди.

Проблема креативности активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными. Выявлены некоторые возможности креативности, развитие которых в отдельности и в комплексе дает нестандартно мыслящего человека.

Учеными предлагаются некоторые методики для развития креативности, их особенности применения взрослым личностям и детям в младшем школьном возрасте.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Развитию креативности в наше время уделяют колоссальное внимание. Человек, умеющий мыслить не по шаблону, создавать новые идеи, образы, будет успешней, авторитетней.

Л.И. Полтавцева отметила взаимосвязь темперамента и креативности: беглость зависит от характеристик темпераментной активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, а гибкость — от социальной эмоциональной чувствительности и индекса общей активности.

Отмечая роль бессознательных процессов в творчестве, исследуется функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть вероятно менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией — более продуктивен творчески.

Существуют три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом (Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М., 1994). Е. С. Белова (1995, 2000, 2004) обнаружила, что детей с высокой креативностью среди шестилеток в два раза больше, чем среди пятилеток (соответственно 68,4 % и 31,6 %). М. А. Сорокина (1997) тоже наблюдала рост креативности, но уже в младшем школьном возрасте. М. С. Семилеткина (1998, 1999), Е. И. Щебланова (2004) зафиксировали увеличение у детей всех показателей креативности в течение 6 месяцев в 1-м и во 2-м классах. Е. И. Банзелюк (2008) выявлено увеличение креативности (по тесту П. Торренса, фигурная форма) от 6 до 8 лет; однако в период от 8 до 9 лет рост показателей креативности прекращается. При этом автор обращает внимание на то, что увеличение с возрастом показателя беглости может быть обусловлено большим развитием у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками и семилетками) моторных возможностей, вследствие чего они быстрее рисуют и за отведенные 10 минут успевают нарисовать больше рисунков. Это не позволяет адекватно оценить количество продуцируемых идей у детей разного возраста. Но и среди детей одного и того же возраста преимущество в беглости получают те, у кого лучше развита моторика.

Вторая точка зрения: по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается (Олехнович М. О., 1997; Шумакова Н. Б., 2004; Фидельман М. И., 1994; Юркевич В. С., 1996). Как пишет Шумакова, дети до 6 лет проявляют высокую творческую активность, однако к 11 годам она снижается, но при этом меняется ее качественный характер. Вопросы приобретают структуру гипотез, сужается их содержательная широта, но появляются новые вопросы, имеющие личностный смысл. С 15 лет заметно возрастают различия в проявлениях творческой активности.

Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности. Например, П. Торренс считает, что пики в развитии креативности приходятся на дошкольный возраст (5 лет), младший школьный возраст, а также на подростковый и старший школьный возраст (9 лет, 13 лет, 17 лет), т. е. примерно каждые четыре года наблюдается определенный подъем в развитии креативности. Е. С. Жукова (1997) отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих. Причем одни показатели могут с возрастом увеличиваться, а другие – снижаться.

О. М. Разумникова и М. В. Прибыткова (2007) установили увеличение с возрастом показателя оригинальности в тесте Торренса с кругами, связанное с повышением гибкости образного мышления. При этом в старшей возрастной группе отмечено преобладание таких лексико-семантических групп, как «человек», «символ» и «спорт», в сравнении с младшей, в которой, наоборот, чаще использовались категории «животные», «фантастика» и «игрушки». В тесте «Неоконченные фигуры» возрастных различий по показателю оригинальности не обнаружено, однако структура семантических групп, к которым относились придуманные образы, отличалась: старшие школьники сравнительно чаще использовали категорию «человек» и реже «машины», чем младшие. Следовательно, связанное с возрастом расширение семантических зон актуализированной при генерации идей информации способствует повышению вероятности выбора наиболее оригинальных образов, и этот выбор осуществляется на основе разных стратегий организации конвергентного и дивергентного мышления у мужчин и женщин.

В младшем школьном возрасте в центре невербальной креативности оказывается оригинальность при создании образных элементов.

Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.

Участники мозгового штурма не обязательно должны быть специалистами в сфере, к которой относится рассматриваемая задача, — до начала мозгового штурма они вообще могут и не знать о существовании подобной проблемы. Крайне желательно, чтобы специализация и жизненный опыт участников были по возможности различными. Часто оказывается, что человек со стороны находит неочевидное для специалистов решение.

Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Что, если бы…

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

Что если бы люди вели ночной образ жизни?

Что если бы свиньи могли летать?

Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Тесты креативности

Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса.

Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами.

Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия.

Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ.

Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность.

Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, — лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст — очень важный период для формирования и развития креативности. Существуют факторы внешней среды, которые могут оказать позитивное или негативное влияние на развитие креативных способностей. До сих пор исследователи отводили решающую роль специальной микросреде, в которой формируется ребёнок, и, в первую очередь, влиянию семейных отношений. Для развития креативности необходима не регламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребёнка творческой личности.

В рамках одной из современных теорий развитие креативности идёт по следующему плану: на основе общей одарённости под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств, и общая одарённость преобразуется в актуальную креативность. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребёнка со взрослым, позиция, занимаемая взрослым по отношению к ребёнку.

В ходе социализации устанавливаются весьма специфические отношения между творческой личностью и социальной средой. Во-первых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», из-за унификации программ и преобладания жёсткой регламентации поведения. Учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, глупость, упрямство. Часто талантливые дети становятся объектом преследований сверстников-подростков. Поэтому, по данным Гилфорда, к концу школьного обучения одарённые дети обучаются маскировать свои способности или впадают в депрессию. Однако они быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Третья группа – это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребёнке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности.

В работе В.С. Юркевича «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» отмечено, что творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Многие исследователи (В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, П. Торранс и др.) считают, что с возрастом у детей происходит снижение креативности, которое происходит вследствие поступления ребенка в школу.

По мнению А.М. Матюшкина «в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления». Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют «латентным», у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.

Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста.

Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение). Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.

На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:

1. Генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности.

2. Средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия.

3. Генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

При диагностике творческих способностей необходимо исследовать креативность учащихся в различных видах деятельности: наглядно-образной и словесной (вербальной).

В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности:

1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:

гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;

общности интеллектуальных интересов членов семьи;

ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости

2. Социально-педагогические условия развития креативности в школе:

применяемые программы, приемы и методы, направленные на развитие креативности;

доверительные отношения в классе;

разрешение и поощрение множества вопросов;

стимулирование ответственности и независимости;

акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

социальное подкрепление творческого поведения.

Одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.

В качестве основных условий, способствующих развитию творческих способностей и креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

· перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

· самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

· комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

Чтобы развить креативность у детей, нужно развивать отдельные возможности креативности, о которых говорилось выше, и научить использовать их в комплексе.

Способность к игре

Чувство удовольствия от изучения новых идей и подходов — хороший актив по отношению к креативности. Порой мы бываем слишком серьезны, а требуется, скорее, толика творчества. Люди с легким нравом лучше справляются со сложными проблемами и вопросами. Если у вас тяжелые времена, старайтесь не быть слишком серьезным. Возьмите перерыв для того, чтобы поиграть, посмеяться или выразить себя любым другим способом, который вам вернет юношескую веселость. Без их помощи вы не сможете провести основательный мозговой штурм.

Приемы фантазирования, которые усваиваются в игре: Прием аналогии;• Прием «оживления»;• Прием изменения агрегатного состояния;• Увеличение-уменьшение;• Прием «матрешки»;• Ускорение-замедление;• Прием «наоборот»;• Дробление-объединение,• Прием обращения вреда в пользу –и их применение для решения сказочных задач.

Способность к сопереживанию

Люди, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи других людей, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивайте в себе умение слушать (рассказывайте людям, что, по вашему мнению, они думают и чувствуют, и просите их поправить вас, если вы неправы). Также постарайтесь разрушить все барьеры, препятствующие комфортному сотрудничеству.

Открытость мышления

Готовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы является важной составляющей креативного мышления. Поставьте задачу общаться с людьми, которых вы не знаете, а также с теми из своих знакомых, которые вызывают у вас дискомфорт.

Эту способность можно передать детям. если выполнить следующие условия:

1.Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

2.Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

3.Вовлекайте в парное и коллективное обсуждение разных точек зрения.

Уверенность человека

Уверенность человека в том, что он способен генерировать ценные идеи расширяет его креативность.

Чтобы развить такую способность у детей, необходимо:

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению творческого мышления.

Использование в оформлении детского сада работ детей, как индивидуально выполненных, так и коллективных; систематическая организация выставок детского творчества.

Поверить в то. что ребенок владеет приемами усовершенстования. Например, испытуемым требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также судебных или почтовых учреждений.

Отношение к себе

Повышайте самооценку детей, веру с свои креативные способности. Сбалансированность эмоций и чувств, вовлеченных в проблему

Чтобы сбалансировать свой подход, время от времени останавливайтесь и спрашивайте себя:

а) какие чувства вызывает во мне творческая работа, которой я занимаюсь;

б) о чем я думаю.

Изобретательность

Люди, часто думающие над новыми вещами, естественным образом хорошо справляются с другими креативными заданиями. Вероятно, изобретательство — хорошая практика для всех видов креативности.

Изобретать — это увлекательная игра, поэтому практикуйте ее, непрестанно задавая себе вопросы, как усовершенствовать что-то в своей компании или дома.

С этой точки зрения полезно вместе с детьми выполнять упражнение «Что, если бы…»

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

•Что если бы люди вели ночной образ жизни?

•Что если бы свиньи могли летать?

•Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Для развития креативности в младшем школьном возрасте необходимо создать условия для творчества, мотивировать детей к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника.

Список литературы:

http://www.kluver.ru/publ/29-1-0-148

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E5%E0%F2%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC

http://kreativ-sait.blogspot.com/

http://psylist.net/difpsi/u.htm

Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности», Питер; СПб.; 2009






map