Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих з



ГОУ ТО «С (К) н ш-д с III-IV видов»

Выступление на педагогическом совете

на тему: «Как творчески развивать ребёнка?»

педагог-психолог:

Задонская Е.А.

г.Ефремов

Как творчески развивать ребёнка.

Творчество, креативность, нестандартный подход к делу на сегодняшний день являются качествами, не менее ценными, чем общая эрудиция и грамотная теоретическая подготовка. В современном мире творчество ценится очень высоко.

 Творческие способности ребенка включают в себя не только умение петь, танцевать, рисовать и т.д., но и

яркость и живость мышления,

умение видеть необычное в обыденном,

нестандартное в повседневном,

а также способность разрабатывать собственные нестандартные пути решения тех или иных вопросов.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – это комплексное понятие, которое включает в себя: • стремление к познанию; • умение познавать новое; • живость ума; • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; • стремление к открытиям; • умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; • свободное воображение; • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Но к сожалению, многие родители  предпочитают делать акцент на развитие речи, мышления и памяти ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни подобрать нужные решения, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути. 

Когда начинать развивать творческие способности у ребенка?

 Очевидно, что если у человека в детстве с творческом было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел. Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в течение жизни они просто реализуются и совершенствуются. Поэтому лучше начинать развивать творческие способности у ребенка с раннего детства. Пиком развития творческих способностей считается возраст от 3 до 4 лет.

С чего начать развитие творческие способностей детей?

Прежде всего – с себя самих! Если вы или родители обладаете творческими способностями, то это просто прекрасно! . Если творчество – не ваш конек, то не беда. Это совсем не означает, что вы ничем не можете помочь ребенку. Главное – иметь желание и необходимые знания по этому вопросу. 

На самом деле фантазирование – это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно в таких «воображалках» рождается творчество.

Развитие творческих способностей детей  начинается с создания хороших условий, которые бы сами подталкивали к развитию.

В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества и специальное оборудованное место( если это необходимо).

Обеспечьте ребенку полную безопасность для творчесва, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан.   Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.

Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру.

Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.

Творчество – процесс, требующий атмосферы заботы и внимания. Поощряйте любую инициативу ребенка, как можно чаще хвалите его, отмечая любые, даже самые скромные на первый взгляд достижения. Помните, что уверенность в себе и смелость идей – это уже половина успеха.

Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.

Следующее, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у ребёнка в общую взаимосвязанную картинку.

Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались максимально продуктивно, родителям и педагогам важно усвоить и ряд полезных запретов – фразы, произносить которые нельзя при любых обстоятельствах. Помните о том, что слово может не только вдохновить ребенка, придавая ему силы для новых открытий, но и навсегда погасить в нем живое творческое начало:

«У тебя не получится!» (Помните о том, что неверие в силы ребенка, как ни что иное гасит в нем стремление к саморазвитию, творчеству).

«Давай лучше я…» (Пытаясь взять на себя всю работу, к которой тянется ребенок, в будущем Вы рискуете столкнуться с противоположной проблемой – безынициативностью, нежеланием принимать решение и брать на себя ответственность).

«Бездарность! Из тебя никогда ничего не выйдет!» или «Тебе это не дано» (Осторожно, ярлыки! Не забывайте о том, что неосторожно брошенное в порыве гневе слово может долгое время преследовать ребенка, закрывая перед ним все двери в яркое, счастливое будущее).

Игры на развитие творческих способностей.

«Превращение» — нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами. 

«Что там такое?» — положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки. 

«Игры со словами» -– вы называете слово, а он пусть подбирает антоним (противоположное по значению: белый-черный, добрый-злой, мокрый-сухой), синоним (близкое по значению: красивый – прекрасный, великолепный, очаровательный и т. д.) 

• «Хорошо-плохо» — вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть. 

• «Нестандартные задачки» — пусть малыш находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку?

И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

• «Что будет, если…» — предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее. Как видите для развивающих занятий не нужно много денег, времени и незаурядных умственных способностей.

Вывод:1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место. 

2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию. 

3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие. 

4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка. 

5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка. 

6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки. 

7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей. 

8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не осуществляться время от времени. 

9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения. 

Мудрость: Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее. 

Выступление было подготовлено по материалам:

Источник: http://irinazaytseva.ru/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-detej.html

best-mother.ru

«CrazyMama.ru»

Рекомендации педагога-психолога для родителей

«Что способствует развитию творческой активности у ребенка?»

Творчество, креативность, нестандартный подход к делу на сегодняшний день являются качествами, не менее ценными, чем общая эрудиция и грамотная теоретическая подготовка. В современном мире творчество ценится очень высоко.

 Творческие способности ребенка включают в себя не только умение петь, танцевать, рисовать и т.д., но и

яркость и живость мышления,

умение видеть необычное в обыденном,

нестандартное в повседневном,

а также способность разрабатывать собственные нестандартные пути решения тех или иных вопросов.

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Вы можете заниматься с ребенком сами – и это совсем не трудно, а наоборот, очень интересно. Итак, какая деятельность рекомендуется для развития творческих способностей?

Окружающий мир. 

Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих. 

Развивающие игры и игрушки. 

Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу. 

3) Рисование. 

Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности. 

4) Лепка. 

Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий. 

5) Чтение. 

Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день. Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько захаживать в библиотеку.

 6) Музыка. 

С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных способностей, то по желанию ребенка его можно записать в танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или ином музыкальном инструменте. 

7) Аппликация. 

Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.

Как видите для развивающих занятий не нужно много денег, времени и незаурядных умственных способностей.






map