Особенности реализации педагогических техпологий



Особенности реализации педагогических технологий в дополнительном образовании детей

Педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям, к которым относят 

Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, педагогическое, социально-педагогическое и другие обоснования достижения поставленных педагогических целей), 

системность (то есть обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей), 

управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процессов обучения и воспитания, поэтапной диагностики, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов), 

эффективность (достижение запланированных результатов способами, наиболее эффективными по результатам и оптимальными по затратам),

воспроизводимость (возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами).

Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.

 Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных, возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но необходимо не забывать о том, что дополнительное образование детей — это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации. Поэтому предметом технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса. Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии, все равно существует унификация образования, по крайней мере, в рамках класса или школы в целом, имеет все возможности, позволяющие реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно ориентированные технологии обучения и воспитания,  в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом. Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности. И результативность таких технологии зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько, при этом, удастся не «сломать» ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют.

Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от социально контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению. Творчество, познавательный поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно — ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

К личностно — ориентированным относятся и технологии, основанные на педагогике сотрудничества. Целевые ориентиры таких технологий заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания. В педагогической литературе сотрудничество понимается как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. С точки зрения деятельностного подхода, речь здесь идет о субъект — субъектных отношениях, пронизывающих все уровни деятельности. В педагогике сотрудничества принято выделять четыре основных направления:

1. Гуманно — личностный подход к ребенку. Ребенок ставится в центре педагогической системы учреждения. Задача любого воспитательно-образовательного учреждения — опираясь на внутренние силы, задатки, способности и возможности детей, использовать их для более полного и свободного развития личности. 

2. Дидактически активизирующий и развивающий комплекс. Содержание обучения выступает не как самоцель образовательного учреждения, а как средство развития личности. В этом случае обучение ведется обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Для него характерны интегративность и вариативность. 

3. Концепция воспитания, которая включает в себя: 

Превращение школы Знания в школу Воспитания; 

Актуализацию личности школьника; 

Гуманистическую ориентацию воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; 

Развитие творческих способностей ребенка; 

Возрождение национальных и культурных традиций; 

Сочетание индивидуального и коллективного воспитания; 

Постановка трудной цели. 

4. Педагогизация окружающей среды.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются семья, школа и социальное окружение. Результаты определяются совместными действиями всех трех источников воспитания.

Если принять для себя, что в дополнительном образовании педагогические технологии должны базироваться на личностно-ориентированном подходе,  в дополнительном образовании педагогическая технология — это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности — свободному, целевому выбору детьми и педагогами путей, способов, содержания и результатов совместного общения. И, одновременно, технология — это выбор наиболее рациональных, эффективных способов и приемов образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы, ориентации на новейшие достижения в области наук о человеке.

В таком подходе очень четко отражены две стороны педагогической технологии — собственно технологическая и человеческая. С одной стороны рациональная, продуманная и организованная деятельность. С другой стороны — человеческий фактор: общение, отношения, необходимость самовыражения и саморазвития. И только интеграция этих двух сторон позволяет эффективно использовать педагогические технологии в дополнительном образовании детей.

Методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания составляют дифференциация и индивидуализация.

Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. 

Что касается внешней дифференциации, то она в учреждениях дополнительного образования происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься. Внутренняя дифференциация позволяет педагогу дополнительного образования корректировать программы и отводить для детей определенной группы столько времени, сколько им необходимо для полного и прочного усвоения этой части программы. Причем педагог имеет возможность, как замедлять, так и ускорять процесс освоения программы в зависимости от той категории детей, с которой он работает.

Объективным фактором, способствующем индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы и темп работы к конкретным особенностям ребенка, следить за его развитием и при необходимости оперативно корректировать педагогическую деятельность.

Таким образом, можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования личностно — ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения. На практике реализация личностно-ориентированных технологий в дополнительном образовании заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное — саморазвиваться и самореализовываться.

Специфика деятельности учреждений дополнительного образования связана также с использованием технологий работы с разновозрастными детскими сообществами. 

Спецификой дополнительного образования детей является и возможность более широкого, чем в школе применения игровых технологий.

С одной стороны они позволяют сохранить атмосферу досуга, а с другой стороны, позволяют решать педагогические задачи, связанные с активизацией творческой и познавательной деятельности детей. Таким образом, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором у ребенка складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

С философских позиций игра — это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Педагогическая игра характеризуется четко поставленной целью, ориентированной на достижение определенного результата в обучении и (или) воспитании. Игровые педагогические технологии, в свою очередь, в зависимости от решения определенных задач, базируются на тех или иных разновидностях игры, а часто используют различные виды игры в комплексе. Используя игровые технологии, педагоги дополнительного образования решают как крупные педагогические задачи (достижение определенного уровня обученности, воспитание тех или иных качеств, развитие личности и т.д.), так и локальные: знакомство детей друг с другом, их сплочение, обучение определенным элементам деятельности, снятие коммуникативных барьеров. В рамках игровых технологий используются дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые, деловые и многие другие игры. Часто педагоги дополнительного образования используют уже готовые варианты игр, но нередко перерабатывают их содержание исходя из собственных потребностей, а также становятся авторами новых игровых разработок. В любом случае необходимо понимать, что игровая технология, в отличие от просто игры, представляет собой четкую последовательность игрового взаимодействия, направленную на достижение определенной педагогической цели.

В последнее время с ростом профессионализма педагогов дополнительного образования и усиления образовательной составляющей в этой сфере работы с детьми, все более активно в учреждениях дополнительного образования начинают использоваться технологии исследовательского (проблемного) обучения. Сама идея проблемного обучения далеко не нова. Cуть проблемного обучения состоит в том, что организация занятий предполагает создание на занятии проблемных ситуаций и организацию активной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок сам должен открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. 

 

Итак, технологии проблемного обучения основаны на том, чтобы не сообщать детям знания в готовом виде, а, создавая определенные ситуации, мотивировать их к получению этих знаний, подталкивать их к исследовательской деятельности, поиску, результатом которого становится не только полученное знание, но и развитие ребенка. Безусловно, что такая деятельность требует от педагога дополнительного образования не только определенных усилий, но и знаний, опыта педагогической работы. Однако объективные факторы, такие как добровольность и заинтересованность детей, позволяют реализовывать технологии проблемного обучения.

Кроме вышеперечисленных, в учреждениях дополнительного образования могут и используются другие, самые разнообразные виды педагогических технологий. Их выбор зависит от многих объективных и субъективных факторов. И хотя одним из критериев педагогической технологии является ее воспроизводимость, нужно помнить о необходимости ее адаптации к конкретным условиям деятельности в частности и к специфическим особенностям дополнительного образования в целом.

Таким образом, можно сказать, что

«Дополнительное образование – специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения» . (Скачков А. В.). «Дополнительное образование школьников – самостоятельный, самоценный, личностно ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем». (Чернова Н. И.).

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

Творческое объединение «Веселая ритмика»

Руководитель:

педагог дополнительного образования

Фадеева Ирина Викторовна

Тема занятия: Танцевальная карусель.

Занятие проводится с детьми первого года обучения.

Цель занятия: повторение изученного за год.

Задачи: Вспомнить, повторить и закрепить танцевальные движения и танцы изученные за год.

совершенствовать у учащихся чувство ритма, внимание, выносливость;

развивать умение выражать свои чувства, эмоции, согласовывать движения с музыкой;

способствовать повышению уровня познавательного интереса;

развивать воображение, расширять кругозор,

воспитывать художественно-эстетический вкус, артистичность;

содействовать физическому и санитарно-гигиеническому воспитанию.

Тип занятия: повторение материала формирование практических умений

Форма организации занятия: групповая

Форма организации обучения: рассказ, практическая работа

Методы обучения: словесный, практический, проблемно-поисковый

Инструменты: магнитофон

Форма контроля усвоение знаний: наблюдение

Конспект занятия c использованием современных образовательных технологий.

Этап занятия

Ход занятия.

Технологии методики

Орг.

момент.

Дети входят в зал под музыку. В центре лежит обруч с ленточками и маски животных. (Приветствие)

-Куда же мы с вами попали, ребята?

-Что же ждет нас сегодня на занятии?

-Как же мы будем использовать обруч?

-Что он вам напоминает? (карусель)

-Как вы думаете, какая же тема нашего занятия сегодня? (Карусель)

-А какая может быть наша карусель?

-А в конце занятия вы ответите мне на вопрос, почему «Веселая карусель».

-Раз карусель у нас с вами веселая давайте поиграем, оденем маски и превратимся в зверюшек.

-А кто же буду я?

-С чего начинается каждое наше занятие? (Поклон)

-А что же делать дальше? (Вспоминаем, что приветствия м поклона идет разминка)

Проблемное обучение

Игровые технологии

Разминка

-Зачем нам нужно делать разминку?

-С чего начнем?

-А зачем же мы с вами превращались в зверей?

-У нас сегодня звериная разминка, т е каждый зверек показывает то упражнение, которое соответствует движениям его героя.

Ходьба (мишка, мышка, лисичка)

Бег (зайка, лисица)

Общая разминка – упражнения для мышц шеи и плечевого пояса, сгибание и разгибание пальцев ног, подъем и опускание на носочках (белочка, синица, волк, цапля)

Прыжки (Зайка, белочка)

Проблемное обучение

Игровые технологии

Здоровье сберегающие технологии

Уровневая дифференциации обучения.

Разминка классичес

кого танца

-А что же мы делали дальше? (класс)

-Я вам буду загадывать загадки, а тот кто окажется ее героем будет прводить разминку.

plie ;

releve

plie +releve

grandplie

battement tendu

sote

(Обращать внимание на осанку, положение рук и головы, правильность выполнения элементов)

-Молодцы.

Проблемное обучение

Педагогика сотрудничества

Уровневая дифференциации обучения

Здоровье сберегающие технологии

Игровые технологии

Основная часть

-Но что же нам делать с нашей каруселью? (крутиться)

-Давайте на ней покрутимся, но только места то на всех не хватает. Как быть? (поделиться на группы)

-Выбирайте себе команду. Как будем делиться?

-Пробуем поехать. Я включаю музыку, а вы крутитесь под нее. (одна группа держится за ленточки, а другая их за руку)

-Знакомая мелодия?

-Как мы под нее двигаемся?

-Какая группа лучше выполнит это движение?

-Выполняя упражнения классического экзерсиза, мы с вами были похожи … как вы думаете на кого?

-Какими игрушками очень любят играть девочки? ( куклы)

-Как двигаются куклы, солдатики?

-Превращаемся из зверюшек в кукол и солдатиков.

Держась за ленточки вспоминаем шаг с носка, на носочках. На середине зала по очереди вспоминаем движения танца «Куклы». (У кого возникают трудности, участники команды помогают. Педагог помогает тем, у кого не получается. )

Какой танец может получился? («Куклы и солдаты»)

Все вместе повторяем и закрепляем танец. Педагог следит за осанкой, музыкальностью, синхронностью

Мы с вами потрудились, нужно отдохнуть и покататься на нашей карусели. (Игра «Вперед, «назад» Педагог меняет темп и характер мелодии, а дети меняют свои движения в соответствии с мелодией)

Мы с вами немножко отдохнули, и сейчас вспоминаем, в какие игры можно играть во дворе? (качели , карусели, прыгалки…)

Садятся на карусель девочки и вспоминают шаг польки, садятся мальчики – подскоки, поменялись.

-Из какого танца эти движения?

В парах вспоминаем и исполняем танец «Скакалка».

1 команда –« Куклы и солдатики»

2 команда – «Скалка»

Все вместе закрепляем оба танца, обращая внимание на правильность и качество исполнения движений, синхронность, музыкальность.

Проблемное обучение

Уровневая дифференциации обучения

Педагогика сотрудничества

Здоровье сберегающие технологии

Игровые технологии

Рефлексия

-Понравилась ли вам наша карусель?

-Что мы с вами вспомнили, катаясь на ней?

-Что нового узнали?

-Кто же сможет вспомнить тему нашего занятия?

-Почему «Веселая карусель»?

Проблемное обучение

Педагогика сотрудничества

Итог

Поклон.

-Надеюсь, на следующих занятиях вам будет так же интересно и весело. Подумайте, на чем мы еще смогли бы покататься и совершить путешествие.

До свидания.

Проблемное обучение






map