Особенности самооценки детей разного возраста



Особенности самооценки детей разного возраста.

1. Особенности самооценки мальчиков и девочек

Самооценка младшего школьника имеет свои особенности. Она основана на представлении ребенка о себе, она динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости. Важнейшими показателями самооценки личности у младшего школьника являются отношение к допущенным ошибкам – своим и чужим, отношение к собственным недостаткам как в учении, так и в поведении. Исследования показали, что у младших школьников наблюдаются все виды самооценки: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. В то же время они имеют некоторые особенности. (2)

1. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, максимальной самостоятельностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.

2. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Они выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее.

3. Младшие школьники с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. При этом такие дети не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие. Следует также отметить, что у детей с завышенной самооценкой легко формируются такие качества, как высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность. (2,5,7)

2. Изменение в самооценке от 1 к 4 классу

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. (5)

При этом от 1 к 4 классу происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной, а также возрастает самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2-х и 3-х классов оценивают свои достижения более самостоятельно. Можно говорить о возникновении в этот переходный период кризиса самооценки: от 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок, равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. (5,6)

3. Что влияет на самооценку младшего школьника

Все факторы, оказывающие влияние на самооценку младшего школьника, можно разделить на объективные и субъективные. Результаты исследования, проведенного А.И. Божович позволили выделить объективные факторы, которые могут послужить причиной формирования неадекватной самооценки у младшего школьника:

1. Ограниченный круг общения и деятельности. Связано это с тем, что ребенок в этом случае не имеет возможности проявить определенные качества и соответственно — оценить их.

2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми (особенно, если ребенок отличается повышенной внушаемостью и ориентируется на оценку других). Здесь также следует также отметить значимость школьной оценки успеваемости (14, с. 10). Ориентируясь на оценку учителя, т.к. младшие школьники начинают определенным образом оценивать, как себя, так и других.

3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе, отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников. Нетребовательность коллектива может вызывать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.

4. Случайные успехи или неуспехи – то, что называется везением и невезением. Хотя именно в силу случайности обстоятельств, их кратковременности этот фактор нужно признать менее значимым. (4, с. 91)

К субъективным факторам формирования неадекватной самооценки следует отнести, во-первых, отсутствие склонности и умения анализировать результаты и последствия своих действий и поступков. Во-вторых, к субъективному фактору могут быть отнесены уже сформировавшиеся, чересчур заниженные или, напротив, завышенные критерии самооценки. (7)

4. Коррекция самооценки

В социально-педагогической деятельности, нацеленной на развитие адекватной позитивной самооценки у младших школьников выделяются два направления: коррекция уже сформировавшейся неадекватной самооценки и целенаправленное создание условий для формирования таких свойств самооценки, которые обусловливают успешное освоение учебной деятельности, закрепление активной жизненной позиции и позитивное развитие личности ребёнка в целом.

Для реализации первого направления педагогу следует использовать комплекс коррекционных приёмов при непосредственной работе с ребёнком, а также с его окружением (сверстниками, учителями, родителями). 

Основной задачей второго направления является обеспечение ребёнка средствами фиксации и оценки собственных изменений на каждом шаге приобретения новых знаний и умений, личностных качеств, а также предупреждение негативного влияния на самооценку личности со стороны социального окружения через проведение профилактической работы с родителями и активное взаимодействие с детским коллективом, направленное на его сплочение и реализацию личностного потенциала каждого ребёнка. (5)

Использованная литература

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие М., 2000 г.

Егоров И.В. Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста Ж-л «Начальная школа» № 3 / 2002 г. стр. 17.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с. (Тр. д.чл. и гл. кор. АПН).

Коротаева Г.С.,  Гутковская  Г.И. Технология формирования самооценки младших школьников в учебной деятельности // Образование периода детства: цели, ценности, содержание. Екатеринбург, 2000.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие М., 2000 г.

Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников. Ж-л. «Начальная школа» № 10, 2003 г.стр.99






map