Особенности воспитания детей младшего школьного возраста в условиях санатория



Особенности воспитания детей младшего школьного возраста в условиях санатория

В основном задачи педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, находящимися в санаториях, те же, что и в школе. Детям прививают культурные и гигиенические навыки, развивают самостоятельность в самообслуживании, обучают правильной речи с внятным произношением слов, воспитывают умение играть и заниматься в коллективе; знакомят с доступными их пониманию предметами и явлениями, проводят занятия по школьной программе.Но в осуществлении этих задач имеется ряд методических особенностей, связанных с состоянием здоровья детей и отличающих методы работы с ними от работы со здоровыми детьми. Если точное выполнение режима дня является обязательным в каждом санатории, то в санаториях (отделениях) для детей педантичному выполнению режима уделяется исключительно большое внимание. Ослабленные дети этого возраста крайне впечатлительны, они легко возбуждаются, быстро утомляются.В зависимости от возраста детей видоизменяются и формы педагогической работы с ними. Детей старшей группы следует приучать к тому, чтобы они умели сами проветрить и аккуратно застелить свою постель, почистить щеткой одежду и обувь, убрать после игр или занятий свою игровую комнату. Основной формой деятельности детей и могучим средством их развития является игра. Во время игр у ребенка развиваются умственные способности, речь, память, сообразительность, внимание. Игра организует детей, закрепляет навыки поведения в коллективе, воспитывает в детях волевые качества, помогает им осознать и закрепить представления об окружающем. Игру детей надо использовать для того, чтобы воспитывать у них дружеские взаимоотношения. Многие дети, росшие дома без сверстников, привыкли играть в одиночку. Педагог постепенно должен вовлекать их в общие игры. Игры проводятся творческие, подвижные и дидактические.Творческие игры проводятся детьми по собственной инициативе. Дети играют друг с другом или с куклами «в школу», «в санаторий» и т. п. Дети очень отрицательно реагируют, если их игру, их творческую фантазию резко прерывают. Педагог должен внимательно наблюдать за ходом детских игр, с тем чтобы они не приобретали нежелательного направления; в детских играх не должны отражаться такие стороны жизни, как, например, ссоры, драки, кражи и пр. В этих случаях педагог должен умело вмешаться и направить фантазию детей по другому руслу. Иногда дети сами спрашивают, во что играть. Таким случаем педагог должен воспользоваться и подсказать детям интересную и полезную для них игру, а не отделываться ответом: «Во что хотите, в то и играйте».Подвижные игры содействуют всестороннему развитию детей, у них развиваются сообразительность, умение согласовывать свои движения со всеми играющими. Игры подбираются такие, которые были бы доступны по состоянию здоровья всем детям данной группы, с тем чтобы все могли принимать в них участие. Если же одни дети играют, а другие отстраняются от игры и могут только смотреть, то это плохо сказывается на их настроении. Подвижные игры проводятся обычно на воздухе. Участки, отведенные для игр каждой группы, должны быть оборудованы в соответствии с возрастом детей. Для игр каждая группа должна иметь свои мячи, вожжи и другие игрушки для подвижных игр.Дидактические игры имеют целью закрепить те знания, которые дети получают на занятиях, и развить в них сообразительность и внимание. Такими играми обязательно руководит педагог. Таковы игры в загадки, фанты и др.Если в группе имеется один ребенок или несколько детей на первом режиме, то педагог должен обеспечить их игрушками, книжками с картинками, играми и проинструктировать дежурную сестру, какую игру она должна провести с ребенком. Таких детей (на постельном и полупостельном режиме) следует объединять в одну палату, чтобы они могли играть между собой и чтобы сестре было удобнее читать им вслух или рассказывать сказку. Большое внимание следует уделять трудовому воспитанию детей. Дети должны понять, что, несмотря на небольшой возраст и слабость, они имеют свои обязанности и должны выполнять их добросовестно и охотно. В их обязанности входит посильное для каждого возраста самообслуживание, уборка игр и игрушек. Очень важно, чтобы педагоги учитывали, какую работу может выполнить тот или иной ребенок, и давали ему такие задания, которые он в силах хорошо выполнить. Тогда у ребенка появится вера в свои силы и охота трудиться.




map