Особенности введения ФГОС второго поколения



Особенности введения ФГОС второго поколения.

У человека должно быть такое образование, которое позволит ему

обеспечить достойную жизнь и свободное развитие

Статья 7 Конституции

Российской Федерации

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». -основная особенность ФГОС второго поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация к «взрослой жизни во взрослом обществе», то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний.  Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений.  Примечательно, что новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Нынешние стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители. Разработка новых стандартов идёт поэтапно и началась естественно, с начальной школы. Проект государственного стандарта второго поколения многогранен, он затрагивает множество аспектов.   Новый стандарт адресован прежде всего взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требования к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенокСегодня на уроке  учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер.

В 2005–2006 гг. на первом курсе (380 выпускников 9-х классов) в учреждениях профессионального образования был проведен мониторинг , результаты которого весьма неутешительны. Выяснилось, что одной из главных проблем при обучении бывших выпускников в профессиональных образовательных учреждениях является низкое качество сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков.

Например, учебно-информационные навыки сформированы лишь у 11,5% учащихся, а учебно-проектировочные – у 22,3% опрошенных. Кроме того, одной из существенных причин, обусловливающих подобные трудности, оказалось отсутствие универсальных учебных действий и умений:

самостоятельно распределять свое время, принимать определенные решения в процессе текущей работы;

самостоятельно работать;

вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу;

слушать, уважать чувства и мысли собеседника и т. п.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход

В настоящее время в содержание образования закладываются новые процессуальные умения:

самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

работать в группе и принимать решения;

использовать новые технологии информации и коммуникации.

Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Авторы проекта новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяют следующие характеристики основных результатов начального образования:

формирование предметных и универсальных способов действия (именно несформировавшиеся универсальные действия, как показывает практика, затрудняют дальнейшее образование выпускников школ), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание умения учиться – способности к самоорганизации в целях решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции;

желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения особое место отведено “универсальным учебным действиям” (далее – УУД)

Сразу поспешу успокоить родителей — дети, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. В основе стандарта лежит все лучшее, что появилось в системе образования за прошлые годы. Это продолжение многих достойных, проверенных теорий и идей в новых социально-экономических условиях. Следует подчеркнуть, что все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребёнку, сколько органам власти всех уровней, руководителям системы образования, директорам школ, учителям.

Необходимо отметить еще одну важную особенность нового стандарта от предыдущего — отныне стандарт рассматривается как общественный договор между семьей, обществом и государством, т.е. фиксируется распределение взаимных обязательств между ними. И если профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, то семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы согласованы в рамках нового стандарта образования.

Хочется верить, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом, государством (за ресурсное обеспечение) и учителем. Отныне в каждой школе будет разработан и заключен общественный договор между родителями и школой, в котором должны быть определены права и обязанности двух сторон на весь период обучения ребенка в школе.

Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных –воспитание гражданина, патриота. Причем не на словах, а в действии, в ходе реализации общественно-полезных трудовых дел, социальных практик, исследовательских проектов. Разумеется, что в этом вопросе педагоги должны сотрудничать с семьей. Значимая роль во всестороннем развитии детей отводится внеурочной деятельности. Она будет регламентироваться по более понятным правилам. Мы и раньше говорили о важности внеклассной работы. Но ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Теперь нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать ученики на выходе из школы, зависят, в том числе и от внеклассной работы. Внеурочная деятельность становится теперь неотъемлемой частью учебного плана и на ее организацию предусмотрено по 10 часов в неделю на каждого ученика. Эти часы школы наполняют конкретным содержанием. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Прочитав стандарт, родитель поймет, каким будет их ребенок по окончании начальной школы, чему его научат. И речь опять же идет не о том, какие литературные произведения он прочитает и какие математические формулы запомнит. Для родителей гораздо более понятно, какими качествами, какими умениями он должен обладать, а стандарт именно это и определяет. Может показаться, что ввести новый стандарт – это как начать с чистого листа абсолютно новую жизнь. На самом деле это процесс продолжения всего лучшего, что накоплено системой образования за прошлые годы.

Внедрение ФГОС – серьёзный переломный момент в процессе модернизации образования. Он требует серьёзных усилий со стороны всех участников образования: администрации ОУ, педагогов, родителей. Не нужно недооценивать роли каждого в этом процессе. Не стоит и однозначно отрицать все новшества. Гораздо полезнее пойти навстречу новому, консолидировать усилия и добиться результатов.






map