Особенности взаимодействия социального педагога с замещающими семьями



Особенности взаимодействия социального педагога с замещающими семьями

Теоретические основы работы с замещающими семьями

Понятие замещающей семьи, виды и формы семейного замещения.

В последнее десятилетие в России отмечается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими, нахождения родителей в местах заключения.

Социальные сироты – это сироты при живых родителях, которые устранились или не участвуют в выполнении родительских обязанностей. Выделяют следующие категории социальных сирот: отказные дети; дети хронически больных родителей; дети, родители которых лишены родительских прав за аморальные действия по отношению к своим детям; дети. Рожденные женщинами – заключенными в местах лишения свободы; подкидыши, брошенные родителями в общественных местах.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Процесс социализации в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, жили изначально в неблагополучных, дезорганизованных семьях. Дезорганизация семьи – это разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей и семейных ценностей, когда один или более членов семьи не могут или не хотят точно выполнять свои ролевые обязанности. А любой тип семейной дезорганизации предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у детей, так как приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье.

Таким образом, в детские дома и школы-интернаты в большинстве случаев, попадают дети сироты, имеющие различные личностные и поведенческие отклонения.

В настоящее время государство стало особенно заботиться о детях сиротах и создавать условия для их семейного устройства. Одной из форм устройства детей является замещающая семья.

Существует два типа замещающей семьи (по Хрустальковой Н.А.):

Замещающая семья – это любой тип семейного устройства ребенка – приемная, патронатная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенком в сиротским учреждении [1].

Профессионально-замещающая семья – это приемная, патронатная семьи или семейная воспитательная группа, где воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является профессиональной деятельностью замещающих родителей, которые прошли специальный отбор, получили соответствующую подготовку, наделены юридическими правами и ответственностью как и кровные родители при сохранении всех социальных льгот и пособий на приемных детей [1].

Принять ребенка в семью можно на разных условиях, существует несколько форм семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формы семейного устройства:

1. Приемная семья — форма семейного устройства ребенка (детей) в семью «приемного родителя» на основании договора, заключенного между приемным родителем и органом опеки и попечительства. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленным нормативам. Приемным родителям выплачивается заработная плата и засчитывается трудовой стаж. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается на определенный срок, который может быть как один год, так и до даты наступления совершеннолетия ребенка.

Особенности:

Возможно передать в семью детей не имеющих статуса под усыновление, детей осужденных родителей и, в ином случае, обреченных жить в детском доме.

Менее жесткие требования к кандидатам — примерно такие же, как и при опеке.

На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения приемного ребенка. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные законодательством.

По исполнении приемному ребенку 18-ти лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье приемного родителя.

Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.

Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.

2. Опека (попечительство) — форма семейного устройства ребенка сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагающая принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет, причем если ребенок переживает рубеж 14-тилетия в Вашей семье, то опека автоматически переходит в попечительство. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения и ответственности за него. Однако обязанность содержания ребенка на опекуна (попечителя) не возлагается. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека (попечительство) может быть установлена на срок до совершеннолетия ребенка, однако в случае отсутствия взаимопонимания между подопечным и опекуном (попечителем), либо в связи с изменением состояния здоровья, либо по другим уважительным причинам опекун (попечитель) может быть освобожден от исполнения обязанности опекуна (попечителя) до достижения ребенком совершеннолетия. В случае виновного поведения опекуна (попечителя) он может быть отстранен от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) и в этом случае становится невозможным в будущем его назначение опекуном (попечителем) этого же или другого ребенка, а так же его возможность быть усыновителем. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

Особенности:

Опека (попечительство) устанавливается решением органа местного самоуправления, который, в соответствии с законодательством, является органом опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется судебного разбирательства.

На подопечного ребенка органом опеки и попечительства в большинстве случаев выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие опекуну (попечителю) в организации обучения, отдыха и лечения подопечного. Пособие выплачивается в следующих случаях: если родители ребенка лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах, по состоянию здоровья не могут самостоятельно исполнять родительские обязанности, умерли либо признаны судом умершими, находятся в местах лишения свободы или содержатся под стражей, признаны судом недееспособными или ограничено дееспособными, находятся в розыске либо признаны безвестно отсутствующими или в случае если они добровольно передали ребенка под опеку. В остальных случаях пособие не выплачивается.

По исполнении подопечному 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

Менее жесткие требования к кандидату в опекуны (попечители) в части дохода, не требуются справки об отсутствии судимости.

Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна (попечителя).

Не исключено вмешательство органа опеки и попечительства или появления претендента на усыновление ребенка.

Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.

3. Усыновление и удочерение

Усыновление (удочерение) — форма семейного устройства ребенка сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагающая принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства ребенка.

Для родителей это — высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие, такая же ответственность, как и за своих кровных детей.

Особенности:

— Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.

— Юридически устанавливаются родственные отношения, права и обязанности, в том числе и наследования, сохраняющиеся и по исполнении ребенку 18-ти лет. А так же утрачиваются права и обязанности усыновленного ребенка по отношению к своим родителям (своим родственникам). Однако могут быть сохранены отношения усыновленного ребенка с родителем или с родственниками, что должно быть указано в решении суда.

— Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и дату рождения в пределах трех месяцев в одну или другую сторону.

— Оформляется дольше, чем опека, т.к. производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.

— После усыновления государство оказывает ту же помощь, что и при рождении и воспитании кровного ребенка, в том числе: предоставление отпуска в связи с усыновлением ребенка (при усыновлении новорожденного ребенка), и выплат в связи с принятием ребенка в семью, которые аналогичны выплатам, производящемся при рождении и уходу за кровным ребенком.

— Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищным условиям по сравнению с другими формами устройства.

— Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

— Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями проживания, воспитания и содержания усыновленных детей.

Особенности психологического развития детей в замещающей семье

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. [6]

Социальная группа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности психологического развития.

Исследуя отечественных и западных психологов, Флейк-Хобсон К. и Робинсон Б.Е. в своем учебнике «Развитие ребенка и его отношение с окружающими», дают сравнительная характеристику детей, оставшихся без родительского попечения, где показано, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, несколько позднее формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. [23]

Известны случаи, когда у детей, живущих в детдомах с их негативным эмоциональным окружением, а также у тех, кто жил в семье с конфликтной атмосферой, наблюдались задержки в росте и прибавлении веса. Это явление, известно под названием «депревационной карликовости», обусловлено тем, что организм ребенка реагирует на эмоциональные переживания, прекращая выработку гормона роста. [23]

По данным многих исследований, дети, воспитывающиеся в приемных семьях, отличаются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением ребенка в чужую семью.

Эмоциональная депривация способствует нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что ребенку недостает ухода, заботы, ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие.

Дети, в силу разных обстоятельств оказывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки, переживают многие из перечисленных ситуаций, что приводит ко многим психологическим особенностям их развития и поведения. Поведение детей, перенесших разного рода психические травмы, очень трудно оценить с позиций нормального поведения ребенка. Дети, воспитывающиеся вне семьи, отличаются от своих ровесников растущих в семьях.

По данным психологических исследований нарушения поведения и развития у детей, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.). Это приводит к стойким личностным изменениям не только у детей, непосредственно их переживших, но и у очевидцев, у членов их семей. Эти нарушения влияют на дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.Поведение детей характеризуется проявлением раздражительности, вспышками гнева, проявлением агрессии, преувеличенном реагировании на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. [23]

Психолог, воспитатель, социальный педагог, работающий с детьми в приемных семьях должен отдавать себе отчет в том, что все это – лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это – внутренний мир ребенка, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияющий на дальнейшую его жизнь, психическое развитие и становление личности.

Дубровина И.В выделяет три сферы, в которых процесс становления личности осуществляется наиболее эффективно:

деятельность, которой занимается ребенок,

его общение и развитие,

становление самосознания.[9, с. 10]

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить факторы, затрудняющие социализацию воспитанников замещающих семей:

особый социальный статус ребенка – он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется и он никому не нужен;

ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;

наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития);

наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;

ограничение социальной активности ребенка;

недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;

наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося;

принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии;

жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;

скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта;

ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;

выработка особой нормативности по отношению к «своим» и «чужим», появление особого чувства «мы».

Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.[19]

Быть замещающими родителями — нелегкий труд. Для того чтобы приемный ребенок вырос гармоничным, самостоятельным и полноценным членом общества, нужно многое в него вложить, и речь идет не только о престижном образовании и достойных условиях для жизни, необходимо воспитать здорового, счастливого и уверенного в себе человека.

Воспитание и обучение школьников в замещающих семьях нередко сопровождаются стрессом, причины которого, прежде всего в смене образа жизни, как ребенка, так и родителей, изменении атмосферы семейных отношений, а так же в чрезмерных нагрузках на ребенка в современной школе. Замещающим родителям не хватает практических навыков, помогающих применять в той или иной ситуации полученные знания, а в трудных ситуациях главное — принять быстрые и продуманные меры, чтобы исправить ситуацию.

Практические основы работы социального педагога с замещающими семьями.

Методика и технология работы с замещающими семьями.

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998г. №17-ФЗ. (ФЗ от 28 августа 1995г.). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.[21]

Этапы программы подготовки и сопровождения замещающих семей:

1 этап — Подготовительный

Цель — определить направление работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.

Существует 2 основных направления:

1. Целенаправленная работа по реинтеграции ребенка в кровную семью

2. Определение возможных форм семейного устройства для дальнейшей работы с кандидатами в замещающие родители.

Задачи:

1. Сбор информации о истории жизни ребенка

2. Проведение полной психолого-педагогической диагностики

3. Подготовка персонала интернатного учреждения к особенностям взаимодействия с этим ребенком

4. Подготовка учителей школы к приходу нового ребенка в класс

5. Определение возможных изменений в жизни ребенка путем общения с родственниками и органами опеки

6. Составление плана работы по устройству ребенка в семью

7. Составление медико-психолого-педагогической карты воспитанника

8. Социально-психологическая работа с кровными родственниками или бывшими замещающими родителями

Участники:

— ребенок,

— биологические родственники,

— бывшие замещающие родители (в случае, если ребенок возвращен в детский дом),

— персонал интернатного учреждения,

— педагогический коллектив образовательного учреждения, которое посещает ребенок,

— сотрудников органов опеки и попечительства, к которому прикреплен ребенок.

Основные методы и методики:

1. Теоретический анализ документов, писем, характеристик и т.д.

2. Анкетирование

3. Наблюдение

4. Беседа

5. Проективные методы

6. Составление генограммы семьи

7. Игра

2 этап – Реабилитационный этап

Цель — эмоционально-психологическая подготовка ребенка к проживанию в семье.

Данная цель реализуется путем психологической реабилитации ребенка и помощи в адаптации в интернатном учреждении.

Задачи:

1. Целенаправленная работа с кровными родственниками (в случае если был установлен контакт на подготовительном этапе), направленная на реинтеграцию ребенка в кровную семью или на снижение негативного влияния на ребенка в вопросах его проживания в замещающей семье.

2. Подготовка ребенка к принятию решения — решения о проживании в семье. (Ребенок может оказаться в детском доме по разным причинам. В интернатных учреждениях встречаются дети, которые были возвращены из замещающей семьи. На данном этапе с такими детьми так же должна проводиться реабилитационная работа.

3. Психолого-педагогическая работа с педагогическим коллективом и группой детей, с которыми проживает ребенок в интернатном учреждении.

4. Формирование у ребенка положительного образа семьи.

Участники:

— ребенок,

— группа детей, с которыми общается ребенок в интернатном учреждении,

— биологические родственники (если таковые имеются),

— бывшие замещающие родители (в случае, если ребенок возвращен в детский дом),

— персонал интернатного учреждения,

— педагогический коллектив образовательного учреждения, которое посещает ребенок,

— сотрудников органов опеки и попечительства, к которому прикреплен ребенок.

Основные методы и методики:

1. Наблюдение

2. Интервью

3. Анкетирование

4. Беседа

5. Проективные методы

6. Работа с «Песочницей»

7. Использование элементов арттерапии

8. Игра

3 этап – Этап выбора

Цель — подобрать кандидатов в замещающие родители, способных наиболее полно реализовать право ребенка жить и воспитываться в семье.

Задачи:

1. Подбор кандидатов в замещающие родители путем определения психологической, физиологической и эмоциональной совместимости кандидатов с ребенком (детьми)

2. Целенаправленная работа по реабилитации ребенка. К данному этапу ребенок частично реабилитировался после попадания в детский дом, но работа по реабилитации не должна прекращаться с появлением кандидатов в замещающие родители

3. Формирование готовности ребенка к жизни в замещающей семье

а) изучение представлений ребенка о том, какую семью ребенок видит в будущем

б) какими видит ребенок отношения в семье между родителями и родителями и детьми

в) что должны делать дети, чтобы жить в семье и что должен сделать ты?

г) расскажи, что ты можешь сказать о себе, своим будущим родителям

4. Подготовка к знакомству с кандидатами в замещающие родители. Эти два процесса: подготовка к знакомству с кандидатом и реабилитация должны дополнять друг друга.

5. Подготовка кандидатов к знакомству с кровными родственниками ребенка.

6. Диагностика уровня эмоциональной, физической и психологической готовности кандидатов в замещающие родители и ребенка

Понимание уровня готовности обеих сторон позволит специалисту выбрать по какой технологии будет осуществляться дальнейшая работа с данной семьей:

а) Пятишаговая технология сопровождения

Данная технология включает в себя следующие этапы:

1. Подготовка ребенка к встрече с будущими родителями;

2. Встреча и установление взаимоотношений;

3. Адаптация ребенка к новой семье;

4. Формирование привязанностей ребенка к семье;

5. Формирование личностной идентичности приемного ребенка

На данном этапе будет реализовываться 1 шаг «Подготовка ребенка к встрече с будущими родителями», остальные шаги на следующих этапах.

б) Девятишаговая технология сопровождения «Шаги любви»

1 шаг — Принятие решения;

2 шаг — Выбор ребенком семьи;

3 шаг — Первая встреча (приезд в семью);

4 шаг — «Медовый месяц»;

5 шаг — Замкнутость;

6 шаг — Проверка;

7 шаг — Адаптация;

8 шаг — Привязанность, внутренняя связь;

9 шаг — СЕМЬЯ — здесь начинается любовь.

На данном этапе будет реализовываться так же 1 шаг «Принятие решения», а остальные шаги на следующих этапах.

Участники:

— ребенок,

— группа детей, с которыми общается ребенок в интернатном учреждении,

— биологические родственники (если таковые имеются),

— бывшие замещающие родители (в случае, если ребенок возвращен в детский дом),

— персонал интернатного учреждения.

Основные методы и методики:

1. Наблюдение

2. Интервью

3. Анкетирование

4. Беседа

5. Сочинение

6. Проективные методы

7. Игра

8. Метод «Песочница»

4 этап – Подготовка к проживанию

Цель — выявить наибольшее количество факторов, затрудняющих реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье и разработать способы выхода из сложных ситуаций при проживании ребенка в замещающей семье.

Задачи:

1. Диагностировать основные страхи кандидатов в замещающие родители

2. Диагностировать основные страхи ребенка, возникшие после знакомства с замещающими родителями

3. Знакомство замещающих родителей с кровными родственниками ребенка

4. Выбор стратегии поведения кандидатов в замещающие родители с кровными родственниками

5. Организация встречи и установление взаимоотношений

Подготовить вместе с ребенком рисунки, поделки, альбом с фотографиями;

Представься своим будущим родителям, опекунам и т.д.;

Предложи им посмотреть альбом, рисунки;

Задай вопросы о том, что тебя интересует будущим родителям, опекунам и т.д.;

Спроси, будешь ли ты ходить в детский сад или школу, и какие они.

6. Организация совместной деятельности ребенка и кандидатов в замещающие родители в присутствии сотрудников Уполномоченной службы и самостоятельно

7. Составление индивидуального плана сопровождения

8. Информирование и психологическое консультирование кандидатов в замещающие родители по интересующим их вопросам



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map