Оценка индивидуальной траектории развития ребенка



Оценка индивидуальной траектории развития ребенка.

«Отдавая другим, ты сам делаешься богаче»

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют «портфолио достижений ученика».

Термин «портфолио» прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь «прорекламировать» себя с помощью собранной информации.

С 2010 учебного года по просьбе родителей учащихся было решено ввести портфолио уже в начальной школе. Создание портфолио ученика вызвало разные мнения у родителей и учащихся. Никто не остался равнодушным.

Мы с самого начала смотрели на портфолио ученика в первую очередь как на механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего выпускника можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.

Традиционная пятибалльная система оценки учащихся призвана выявлять пробелы в знаниях. Портфолио ученика – это, так называемая, накопительная оценка или «папка», в которой заключены документы, дипломы, грамоты и другие подтверждения успешности ученика в школе и за ее пределами. Успех всегда имеет две стороны: одна- сугубо-индивидуальные переживания радости. Другая- коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива. Связь этих сторон несомненна и органична, особенна в детском сообществе.Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, многими радостями. В нашем классе ребята радуются успехам других. Вот почему наши спортсмены, танцоры, музыканты с гордостью приносят свои грамоты, медали в школу.

В нашем случае портфолио состоит из 3-4 разделов: «Мои достижения», «Мои увлечения», «Мое выступление на НТВ», «Мои рисунки».

Остановлюсь на этом и расскажу подробнее.

1 раздел «Мои достижения» .

Уже со 2 класса я старалась как можно больше ребят направить на решение олимпиадных заданий. Это заставляет ребят думать, оценивать свои возможности и нацеливает на дальнейшую работу над собой.Результат у моих ребят моего класса был очень низкий-40-50 баллов не более.

Опускать руки я не привыкла, пришлось начать интенсивную работу по развитию детей- это решение олимпиадных заданий после выполнения домашних заданий, проведение клубных часов, классных часов, КВНов, уроки внеклассного чтения с библиотекарем Любовь Павловной, это и компьютерный кружок под руководством Золиной Н.В, подключение большого количества родителей для проведения внеклассной работы- Луиза Толгатовна-методист Дома туризма, музыкальный работник Ляйля Фазылзяновна, психолог Аида Рушановна, бывший завуч нашей школы Надежда Григорьевна Волобуева.

Уже в конце 2 класса Нурмыева Рената занимает 4 место в олимпиаде «Кенгуру», в 3 классе Зайнуллин Марат занял 4 место в олимпиаде «Кенгуру». В школьной олимпиаде в 3 классе мы занимаем 2 командное место по русскому языку и математике и занимаем 1 место по окружающему миру, заняв все три призовых места, в 4 классе в школьной олимпиаде по математике Архиреева Катя занимает 2 место.

2 раздел «Мои увлечения».

Работая с ребятами целый день в школе, я старалась максимально загрузить ребят кружковой работой. Это кружок и ручного труда, моделирование, изостудия, курай, шахматы,декоративное искусство. Много ребят занимается музыкой, танцами, спортом.Каждый ребенок задействован в 1 и более кружках. Все это работает на развитие ребят.

3 раздел «Мое выступление на ТВ».

С 1 класса ребят на курай взял Ренат Сабирович-это творческий, уникальный человек. Когда он начал с ними работать , то был в недоумении от того какие сложные дети были в моем классе-7 мальчиков с давиантным поведением, наладить дисциплину-то было сложно, а не только учить музыке.Но он многому их научил, выпустил красивый диск с их концертными номерами, который ребята положили в свое портфолио.

С 1 класса мои дети выступают на телевидении в передаче «Хочу мультфильм». К 4 классу каждый ребенок по 1 разу выступил, а некоторые и 2-3 раза. Диски с их выступлениями у каждого вложены в портфолио.

Меня многие спрашивают «А зачем тебе это надо?» А в этой работе я вижу, как ребятами начинают гордиться в семье, в родне, так как все смотрят эти телепередачи и у ребенка появляется вера в свои силы, появляется интерес к учебе, к школьной жизни.

4 раздел «Мои рисунки».

С 1 класса в группе продленного дня с ребятами работает художница Регина Фаридовна и конечно такие люди очень многому учат детей. Детскими работами мы оформили группу продленного дня, сделали ее уютной и красивой. Самые лучшие работы ребята вложили в портфолио.

Есть у меня учениц Рената Нурмыева, очень тихая и незаметная, но которая очень ответственно относилась к урокам внеклассного чтения. Помимо ведения читательского дневника, она еще с мамой делала интересные поделки. Их так много собралось, что в конце 3 класса мы с библиотекой №43 организовали выставку ее работ, куда так же было приглашено телевидение двух каналов. В своем портфолио она этот момент показала и вложила свои работы. И уже в 4 классе мы с ее родителями замечаем, как изменился ребенок. Девочка стала уверенна, расцвела, похорошела и каким авторитетом пользуется среди ребят. А это дорого стоит.

Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности ученика в учебной и иной деятельности.

В портфолио работ и проектов по учебной и внеучебной деятельности фиксируется участие в проектной деятельности и успешность выполнения.

Практика трех лет ведения портфолио в нашей школе показала, что учебная мотивация школьников несколько повысилась (в большинстве своем у наиболее успешных учеников, заинтересованных в накоплении достижений). Повысились и формы творческой активности. Абсолютное большинство учащихся готовы и хотят принять участие в различных мероприятиях. У учеников и родителей появилось больше ответственности. Здесь портфолио можно рассматривать как мощный фактор творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся, а также как стимул для участия в конкурсах, мероприятиях и т.п.

На сегодняшний день ребята с удовольствием делятся своими достижениями вне школы, стали более открыто говорить о себе, радоваться успехам друг друга, гордятся теми, кто проявил себя в школе и на районных мероприятиях. Особенно создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей.

Таким образом, портфолио, на наш взгляд, – это своеобразная отличная система воспитания. Оно позволяет ученику двигаться к следующему рубежу на чувстве успеха, достигнутом на предыдущем рубеже. Мы высоко оцениваем этот фактор в аспекте формирования успешной школьной культуры учебного заведения.

В работе школы по сбору портфолио учеников на сегодняшний день есть как свои положительные достижения, так и определенные трудности. Несмотря на множество возникающих вопросов, такая работа приняла массовый характер. Порой в содержании материалов стал присутствовать некий формализм. А ведь в них должна прослеживаться личность ученика, его интересы, предпочтения, только тогда портфолио будет выполнять роль педагогического инструмента. Другой момент – участие самого ученика в мероприятии для занесения его достижения в портфолио. В данном случае существует риск — погоня за количеством в ущерб качеству. А такими методами трудно воспитать самостоятельность и ответственность.

После трех лет работы в данном направлении как у отдельных учащихся возникло так называемое привыкание. Тревожит то, что активность учащихся начинает снижаться. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.Но, жизнь, как известно, не стоит на месте. В связи с появлением новых технических возможностей (компьютеров, цифровых фото- и видеокамер) на данном этапе мы создаем приложения к портфолио на электронных носителях, где каждый может увидеть выступления детей на различных внеклассных и внешкольных мероприятиях, телевидении.

Таким образом, по ведению портфолио можно сделать следующие выводы:

Портфолио – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика и может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов – при поступлении в учебное заведение, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.

Портфолио в качестве накопительной системы оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.

На наш взгляд, особенности портфолио делают его перспективной формой, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. ·

Технология «Портфолио ученика» позволяет в корне изменить систему оценивания и мотивации ребенка к обучению и педагогической деятельности учителя. Наличие портфолио делает осознанным выбор образовательного маршрута и соответственно стимулирует повышение качества образования.

Ситуация успеха важна не только для учеников, но и для самих учителей. Оказывается, поиск таких ситуаций, превращаясь во внутренний побудитель, в глубокой мотивации педагогического творчества объединяет школьный коллектив, создает творческую атмосферу, духовно обогащает его.




map