Оценочная деятельность педагога в 1 классе



Оценочная деятельность педагога в 1 классе.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий влекут за собой и изменение системы оценивания.

Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

Практические рекомендации для педагогов работающихъ в 1 классе по новым стандартам.

1. В соответствии с нормами СанПиНа в первом классе отметки не ставятся.

2. Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п.

3. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.

4. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров.

5. Учитель не должен делать достижения учащихся предметом сравнения — недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости». Оценки не должны становится причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

6. Самооценка является одним из компонентов деятельности; она связана с процедурой оценивания. «Самооценка – это оценка самого себя, своих достижений и недостатков» (Ожегов С.И. Словарь русского языка, 20-е изд. 1989.) Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом.

Выделяются три компонента самооценки.

Первая составляющая процедуры самооценки связана с содержанием оценочной деятельности учителя, которая выступает основой для формирования самооценки у обучающихся. Последняя успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Второй составляющей процесса самооценки является развитие у школьников умения дать себе содержательную характеристику, самим регулировать свой учебный труд.

Третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.

7. В оценочной деятельности в первом классе закладываются два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т. п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки — знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом. Для этого в первом классе вводится специальное место в пространстве класса: «Место сомнений (тренировки)»; в противовес этому может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать».

8. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).

9. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

10. Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий.

11. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).

12. В начале изучения темы учителю желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой — оценка начального уровня подготовки учащегося. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному: с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания; «дробью», которая фиксирует отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий; в процентах и т.п.

( См. приложение 1 )

13. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал — «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном, широко используется в психологической диагностике). Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. ( См.приложение 2 )

14. Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью любого другого подобного условного измерителя. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой. Например, бальная система оценивания.

Учитывая тот факт, что общепринятым в общеобразовательной школе является балльное оценивание результатов учебной деятельности, а также и то, что в пятом классе ученики столкнутся с иными способами оценивания, следует знакомить первоклассников и с оценкой работы в баллах, но ни в коей мере не соотносить это с пятибалльной отметкой. В первом классе балльное оценивание является вспомогательным способом.

В балльную систему, по рекомендации Г.А. Цукерман, можно заложить три отличительных принципа.

Во-первых, оценочные шкалы должны быть все время разные, чтобы система оценок не была привязана только к пяти-, десяти- или сто балльной шкале, а обладала гибкостью, была в состоянии тонко реагировать на прогресс (регресс) в успеваемости ученика.

Во-вторых, дети должны участвовать в разработке этих шкал вместе с учителем. Тогда в более зрелом возрасте они смогут самостоятельно перевести любую нестандартную оценочную шкалу в стандартную (пяти-, десяти- или сто балльную).

В-третьих, выбор оценочной шкалы должен существенно зависеть от типа оцениваемого задания.

Вот как это можно сделать на одном из уроков, на котором будет проводиться проверочная работа. (См.приложение 3)

15. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, или, например, закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В «Листе индивидуальных достижений» полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.

( См. приложение 4 )

16. В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых умений и навыков. Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешности ее — выполнения.( См.приложение 5 )

17. В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах. (См. приложение 6)

Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учащихся могут:

– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).

Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке.

Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования

Выводы.

Система оценивания позволяет увидеть достижения учеников в сравнении с самим собой.

Происходит реальное развитие оценочных умений учащихся.

Снижается уровень общей и учебной тревожности первоклассников.

Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Стартовая работа по математике в 1 классе.

Сколько светлых полосок помещается в темной полоске?

2. Какая из фигур больше?

3.Реши те примеры, которые можешь.

7 + 2 = 8 + 3 =

– 4 = 11 – 5 =

4.Сколько треугольников изображено на рисунке?

5. Впиши числа 1; 7 и 10 в нужные квадратики.

8 9

6.Наклей полоски в порядке уменьшения их длины.

(Полоски выдавались отдельно)

1 2 3 4 5

7. К домику ведут 3 дороги. Покажи цветным карандашом самую короткую.

8. Петя учится в первом классе. В каком классе он будет учиться через пять лет?

9. За забором спрятались зайцы. Сколько их?

Критерии оценки данной работы:

Задание 1. Продемонстрировать умения измерять величину заданной меркой.

Задание 2. Умение распознать неоднозначно описанную ситуацию и на этом основании отказаться от решения.

Задание 3. Построено на контрасте успеха и разрыва. Умение выполнить сложение и вычитание а) в пределах 10, б) с переходом через 10.

Задание 4. Умение видеть скрытый объект.

Задание 5. Умение определять место числа в числовом ряду.

Задание 6. Умение строить убывающий ряд.

Задание 7. Умение сравнивать величины на глаз. Сформированность элементарных пространственных представлений.

Задание 8. Понимание текста. Умение решать простейшие задачи в одно действие.

Задание 9. Умение устанавливать соответствия между разными объектами и использовать необычную меру счета.

Фамилия Имя

1

2

4

5

6

7

8

9

%

1.

Иванов С.

+

+

+

+

+

+

60

Итого по классу в %

69

30

100

73

19

26

96

65

69

100

53%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проверочная работа №2

Имя ________________________

1.

Сколько из имеющейся посуды можно сделать комплектов:

а) состоящих из чашки, блюдца и ложки?

б) состоящих из чашки и блюдца?

в) состоящих из чашки и ложки?

2. Петя и Вася сравнивали два сосуда.

Петя показал результат сравнения с помощью чертежа так:

А Вася – так:

По какому признаку сравнивал сосуды каждый из мальчиков?

3. Учитель дал Маше и Даше одинаковые бумажные полоски:

Маша разрезала свою полоску на 3 части и построила из этих частей такую фигуру:

Даша разрезала свою полоску на 2 части и построила из этих частей такую фигуру:

Сравни Машину и Дашину фигуры по площади и покажи результат с помощью чертежа.

4. Миша сравнил с помощью весов массы желтого и зеленого шариков и показал результат сравнения на чертеже, но не отметил, какой отрезок соответствует какому шарику. Обведи отрезок, изображающий массу желтого шарика, желтым цветом, а отрезок, изображающий массу зеленого шарика, зеленым цветом.

5. Сравни, каких фигур на этом рисунке больше. Изобрази их отношение с помощью отрезков. Укажи цветом, к какому отрезку относится какая фигура.

6. Оцените свою работу по следующим критериям:

Трудно Интересно Правильно

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

I вариант

II вариант

Найди значение выражений.

4+2

6+1

2+5

5+4

9-7

6-3

8-5

7-4

7+2

5+3

2+6

1+8

7-3

8-4

6-2

9-5

Заполни пропуски, вставив пропущенные числа.

3+4›…

2+…‹5

4+5=5+…

5+3›…

1+…‹4

6+2=2+…

Реши задачу.

У кошки 5 белых котят и 3 серых. Сколько всего котят у кошки.

На клумбе 4 белые розы и 3 красных. Сколько всего роз?

Начерти отрезок длиной 5 см.

Ниже начерти другой отрезок, длиннее первого.

Ниже начерти другой отрезок, короче первого.

После выполнения всех заданий учениками класса учитель предлагает договориться, как можно в баллах оценить каждое задание. Ученики сходятся во мнении, что самым простым было нахождение значения выражения, поэтому каждое верно решенное выражение будем оценивать 1 баллом. За выполнения 4-го задания можно получить 2 балла: 1 – за верное вычерчивание отрезка длиной 5 см, еще 1 – за вычерчивание второго отрезка. За решение задачи можно получить 3 балла: 2 – за верно записанное решение и еще 1 – за верно записанный ответ. Самым трудным дети посчитали второе задание: каждое верно записанное число ученики предложили оценивать в 2 балла.

должно быть выставление прогностической самооценки в баллах. Если ученик выставляет себе не полное число баллов, то он должен подчеркнуть то место, где, по его мнению, может быть ошибка. Дальнейшая работа будет аналогична той, к которой привыкли ученики при выставлении оценки на «линеечках».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Лист индивидуальных достижений

Ученик _________. Школа: ________. Класс: _____. Учитель: ___________

п/п

Формируемые навыки и умения

Даты

Старт

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

итог

1. Навыки чтения

1.1.

Техника чтения



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map